При проектировании и эксплуатации автомобильных дорог необходимо иметь обоснование целесообразности дополнительных капиталовложений в конструкцию дороги, направленные на повышение ее транспортно-эксплутационных показателей.
Обобщенным показателем транспортно-эксплуатационных параметров автомобильной дороги является сумма затрат на перемещение грузов или пассажиров от начального до конечного ее пунктов.
Дорога характеризуется:
- протяженностью;
- параметрами плана дороги (количество и радиусы плановых кривых);
- параметрами профиля дороги (величины продольных уклонов, протяженность участков с различными величинами уклонов, радиусы вогнутых и выпуклых вертикальных кривых);
В состав затрат рекомендуется включать:
- автотранспортные затраты, включающие расходы на осуществление перевозок грузов и пассажиров, в том числе расход автомобильной резины, например, автомобильной резины goodyear;
- затраты, связанные с затратами времени в пути следовании;
- затраты, связанные с дорожно-транспортными происшествиями. Размер текущих затрат определяется суммированием.
В действующих нормативных документах параметры плана и профиля дороги не принимаются во внимание. Такой подход не позволяет определить адекватные конкретной дороги затраты.
Рассмотрим структуру затрат на автомобильные перевозки и методы их определения.
Из общей совокупности затрат можно разделить те ее виды, размер которых в какой степени связан с параметрами и характеристиками автомобильной дороги:
- затраты на горюче-смазочные материалы (бензин или газ или дизельное топливо и масла);
- затраты на шины;
- затраты на восстановление подвижного состава;
- заработная плата водителя
Расход топлива АТС зависит от его типа, степени использования грузоподъемности, основного и дополнительного сопротивления движению, скорости движения и стиля управления водителя.
Важнейшим и первым является вопрос об определении скорости движения такси в Челябинске заданного типа по рассматриваемому участку дороги.
Скорость движения автомобиля на конкретном участке автомобильной дороги зависит от параметров дороги (уклон, радиус плановой кривой, коэффициента сцепления, расстояния видимости поверхности дороги), тягово-скоростных характеристик автотранспортного средства (АТС), условий движения (метеорологические условия, интенсивность движения) и стиля управления водителя АТС.
Скорость движения автомобиля можно определить путем интегрирования уравнения его движения. Обычно такие расчеты производят по внешней характеристике двигателя, что не соответствует реальным режимам движения и экономически нецелесообразно по условиям расхода топлива. Кроме того, интегрирование уравнения движения требует привлечения очень большого объема информации по конкретному автомобилю. Для оценочных расчетов нужна более простая модель для оценки материальных и временных затрат на движение транспортного потока в конкретных дорожных условиях.
Такая модель предложена в работе 1. При определении скорости учитываются:
- тягово-скоростные характеристики конкретного типа подвижного состава;
- ограничение по условиям видимости и комфорта;
- ограничения при проезде плановых кривых;
- ограничения, обусловленные правилами дорожного движения и дорожными знаками;
- состояние покрытия дороги
Рассмотренный алгоритм расчета реализован в виде программы на ЭВМ. Пример реализации приведен на рисунке 1.
Для учета дорожного фактора при определении расхода топлива предлагается следующий подход. В технических характеристиках конкретного типа подвижного состава приведен показатель контрольного расхода топлива. В соответствии с ГОСТ 20306-90 2, его определение осуществляется на горизонтальном прямом участке дороги. Используя модель 1 определяется величина работы на преодоление сил сопротивления движению автомобиля при соответствующих испытанию условий. Это позволяет получить коэффициент перехода от затрачиваемой работы к расходу топлива и рассчитать его расход по длине дороги. В соответствии с рекомендациями 3 расход смазочных материалов устанавливается в килограммах на 100 литров израсходованного топлива.
Для учета дорожного фактора при определении затрат на шины предлагается следующий подход.
Износ шин зависит от большого числа факторов. В нормативной литературе износ зависит только от ее пробега. С целью уточнения величины этих затрат необходимо учесть влияние силового фактора при движении на износ шин. Учет этого фактора является наиболее существенным для ведущих колес в режиме тяги и для всех колес в режиме торможения.
Многочисленными экспериментами установлено, что износ шины зависит величины передаваемого ее тягового момента (степенная зависимость с показателем 2,2) и от величины тормозного момента (показатель 2,8). При использовании модели 1 для любого участка анализируемой дороги затраты мощности и скорость движения - известные величины, что позволяет учесть влияние силового фактора на ресурс шины. При этом, за исходный ресурс принимается норма по рекомендациям 4.
Определение затрат на восстановление подвижного состава и заработную плату водителя при известном пробеге и времени движения выполняется обычным методом.