Парадоксы Дениса Томпсона (США)

В контексте повседневной работы госслужащих этические проблемы представляются менее важными, чем другие, однако поскольку этика влияет на решение всех проблем без исключения, то, в конечном счете, она может оказаться важнее всего.

Особая важность внешнего поведения человека в публичной сфере состоит в том, что негативное впечатление, даже будучи ошибочным, подрывает веру в государственную службу и большой штат адвокатов, включая таких специфик, как налоговый адвокат. Цена веры в демократию - соответствие поведения государственных деятелей и служащих высоким этическим стандартам.

В большинстве современных государств существует система этических кодексов для государственных служащих. Наиболее эффективно она действует там, где увязана с традициями и обычаями национальной культуры, системой ее базовых ценностей, нацелена на инновации и имеет социальную направленность.

В условиях Российской Федерации этические кодексы государственной службы и следование им приобретают особое значение. Во-первых, они были разработаны и легализованы значительно позже, чем в ряде других государств и, соответственно, не приобрели силу привычки. Во-вторых, нормативная база российских реформ пока несовершенна. В-третьих, уровень правовых знаний у населения, да и многих управленцев, невысок. В-четвертых, российские этические кодексы и практика их применения должны совершенствоваться.. В-пятых, современные кодексы государственной службы могут содействовать ее оптимизации и модернизации в условиях политико-административной реформы.

"Общие принципы служебного поведения государственных служащих" в Российской Федерации утверждены Указом Президента России от 12 августа 2002 г. Затем они были уточнены в редакции Указа Президента России от 16 июля 2009 г.

Эти принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

В Указе отмечается, что Государственные служащие (в том числе работники российских тюрем), сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений.

Особое внимание в Указе обращается на этическую сторону деятельности госслужащих, которым предписывается:

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ, обычаями делового оборота.

В целом "Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации" похожи на соответствующие кодексы многих стран и являются логичным синтезом международной и национальной (российской) этико-правовой мысли.

"Общие принципы..." дополняются Законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральной программой "Реформирование государственной службы Российской Федерации" и пакетом антикоррупционных документов.

"Общие принципы." могут быть дополнены рядом положений. Среди них: конкретизация этических норм и антикоррупционных требований, введение понятия компетенции государственного служащего в этической и политической сферах, специальные разделы о работе с организациями гражданского общества, бизнеса, международных структур. Целесообразно использовать Закон о служебной этике Республики Казахстан, который конкретизирует этические требования 1, Кодексы поведения Британских служащих, Систему Канадских кодексов и др.

Без современной передовой культуры и этики у государственных служащих, реформирование политико-административной системы России обречено на неэффективную бюрократизацию.

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.