Мониторинг как средство по исследованию и повышению эффективности обучения руководителей образовательных центров

Главный дидактический принцип повышения квалификации современных руководителей образовательных учреждений, например, Карагандинского Государственного Технического Университета (http://www.kstu.kz/)  в рамках Мегапроекта по реформированию системы образования в высших учебных заведениях Казахстана заключается в том, чтобы каждый метод, способ, форма, технология обучения, содержание обучающих программ были тренингом не только для профессиональной деятельности управленцев, но и условием для развития их рефлективных и творческих возможностей в сфере управления. Результатами обучения на основании заложенного в нем дидактического принципа должны стать: глубинное осмысление, анализ и переосмысление директорами своего эмпирического опыта, связанного с их управленческой деятельностью; концептуализация и развитие гуманистических управленческих ценностей, проводимые во взаимодействии с участниками образовательного процесса; проживание и рефлексия различных управленческих ситуаций; обнаружение ограничений старых способов решения организационных проблем и создание новых управленческих средств; культивирование рефлексивных способностей у обучающихся и их возможностей саморазвития.

В связи с этим возникает противоречие между традиционным пониманием обучения как процесса передачи знаний и образованием как процесса «формирование образа», становление качеств и свойств личности; непрерывная линия развития человека.

Проблема заключается в том, чтобы определить те необходимые формы, методы, технологии и содержание обучения руководителей, которые позволят перевести этот процесс на качественно иной уровень профессионального становления и развития директоров ОУ и повысить, таким образом, эффективность их обучения Наличие проблемы определяло место и роль мониторинга в переподготовке руководителей образовательных учреждений как средства по исследованию и повышению эффективности обучения управленцев.

Необходимо отметить, что мониторинг предполагает не просто учет и фиксацию изменений, происходящих в сознании и профессиональной деятельности директоров ОУ, а использование их в качестве основы проектирования системы образования взрослых, так как эти данные позволяют поставить ряд новых задач по развитию и усовершенствованию обучения этой категории. Это исследование представляется нам важным, т.к. дальнейшее совершенствование системы повышения квалификации работников образования: форм, методов обучения, содержания материала зависит от объективности полученной, в качестве обратной связи, информации.

Вопросы анкеты направлены на следующие моменты:

  1. изучение динамики изменений в личностном и деятельностном аспектах у руководителей ОУ;
  2. выбор оптимальных технологий и наиболее эффективных форм обучения взрослых.

Эти вопросы решаются во взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга, так как изменения, происходящие в сознании и профессиональной деятельности директоров, позволяют судить об эффективности обучения. В дальнейшем взаимосвязь «личностных и деятельностных изменений» в профессиональной деятельности мы заменим термином «профессиональная компетентность» и будем рассматривать её как интегральную профессионально-личностную характеристику со сложной внутренней структурой. Именно здесь открывается конкретная возможность не просто видеть, но более или менее точно оценивать то существенное различие, о котором писал Л. С.Выготский «разницу между таким обучением, которое дает столько, сколько дает, и таким, которое дает больше, чем оно дает непосредственно» (1982). Дать больше сможет такое обучение, на наш взгляд, в котором концентрируются усилия двух наиболее прогрессивных направлений практической педагогики. Речь идет как о новых технологиях обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.М.Матюшкин, В.В.Рубцов, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин и др.), так и о личностно развивающих стратегиях, реализуемых в общении (М.М.Бахтин, А.А.Бодалев, А.Ф.Лазурский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский).

Наличие проблемы в системе подготовки руководителей образовательных центров определило цель и задачи исследования.

ЦЕЛЬ: Определить наиболее эффективные формы обучения директоров ОЦ с позиции практической значимости полученных знаний в работе руководителя.

ЗАДАЧИ:

  1. выявить уровень сформированности у руководителей полученных знаний;
  2. оценить и выявить в системе обучения руководителей динамику изменений их профессиональных компетенций;
  3. определить степень влияния организационно-педагогических условий на качество проведения мониторинга на основании оценки объективности полученной информации;
  4. наметить управленческие решения по отбору содержания материала обучения, по выбору оптимальных технологий, форм, способов и средств обучения на основании результатов мониторинга.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс обучения руководителей ОУ в системе повышения квалификации.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: профессиональные компетенции руководителей ОУ.

ГИПОТЕЗА: постоянная диагностика динамики изменений в профессиональной деятельности обучаемых руководителей способствует оперативному регулированию выбора наиболее эффективных форм обучения, отбора содержания материала обучения, оптимальных технологий обучения взрослых.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анкетирование.

В ходе обучения руководителей ОЦ было опрошено 30 респондентов, которые являются директорами школ в сельских районах, из них 15 женщин со средним возрастом до 41 года и 15 мужчин со средним возрастом 45 лет. Равный количественный состав подгрупп руководителей мужчин и женщин предполагает получение достаточно объективной информации. Однако по возрастному составу и по стажу работы подгруппы довольно разнородные. 63% аудитории слушателей представлены руководителями старше 40 лет, но внутри подгрупп распределение по возрасту происходит несколько иначе: 53,3% женщин в возрасте до 40 лет; 80% мужчин старше 40 лет. 3/4 аудитории слушателей представлена руководителями, имеющими стаж работы в занимаемой должности более 5 лет и 1/4 часть аудитории - это молодые руководители со стажем до 5 лет работы в должности. Внутри подгруппы женщин в основном директора с большим стажем руководящей деятельности (93,3%), а среди мужчин ещё достаточно много (40%) молодых руководителей. Таким образом, мы имеем среднестатистического слушателя в группе руководителей ОЦ - это опытный руководитель, старше 40 лет. В подгруппе женщин - это опытный руководитель, до 40 лет. В подгруппе мужчин - это директор с небольшим стажем работы на должности руководителя в возрасте старше 40 лет.

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.