Вот и дождались... Крушение империи... Хаос и безумие, кризисы и катаклизмы... Двухтысячный со своими причудами... Концерты и антракты. Переезды, перемены, служба, служба... и всё... Последний приказ - и туфли уже несут в иную, гражданскую, жизнь Сергея, сына Леонида, т. е. меня.
Как будто всё остановилось, как будто всё замерло. Но - нет: Солнце всходило, и Луна его сменяла на небе исправно и вовремя. Иногда, конечно, из-за туч я не мог это контролировать, но гидрометцентр успокаивал: и на Небе...и на Земле ... всё идет своим чередом.
Только я выбился из череды прошлой жизни, потерял цель. Но челябинский танкист Алексей Кунгуров показал мне новые жизненные ориентиры, тем более что времени было предостаточно. И в последующие четыре года обновил свое мировоззрение, осознание сложившейся ситуации в стране, в мире. Вновь начал исполнять присягу Родине, Стране, Отечеству.
50 лет вузу - это возраст. Это, без сомнения, юбилейная дата, за достижение которой можно вручать медаль просто за то, что Институт до сих пор живет, воздействуя на своих питомцев. Становится частью (большой или малой) в жизни каждого студента, преподавателя, работника, выпускника.
Еще я подумал о том, что же привело нас сюда. Что заставило на определенное время окунуться в его атмосферу?.. Надышаться, пропитаться его духом, его традицией.
Стать его Духом. Его Традицией.
Зачем суждено ему стать вехой нашей биографии, страничкой нашего жизненного пути, может даже путеводной звездой?
То, что я слегка старше нашего сегодняшнего юбиляра, а время, проведенное в его стенах, среди его обитателей, тоже составляет немалую долю его и моей жизни, позволяет мне высказать свое суждение о нравственной составляющей окружающего нас мира, о культуре, Человеке, студенте Челябинского института в течение времени от рождения - по сию пору.
Мы сидим сейчас наедине с тем семнадцатилетним мальчиком, которым я был в 1974 году, в год окончания школы и поступления в институт.
Я спрашиваю его: «Ну что тебя понесло из Иркутска, где у тебя осталось всё: друзья, место, где родился, взрослел, впервые влюбился, где на другом берегу Байкала - такой же институт, на далекий Урал, в неизвестный Челябинск?».
Нет ответа. Ни у него тогда, ни у меня сегодняшнего.
Однако у меня сегодняшнего всё же есть осознание того, что не дай бог мне пришел бы вызов из военного училища, куда поступали почти все мальчики нашего класса. Да, я дослужился бы до званий, чинов, наград. Стал бы уважаемым человеком, но не сохранил бы того, что передали в наследство мои родители, что, вопреки всему, мне передал институт и что реализовалось спустя годы уже в другой жизни, в другой стране, других обстоятельствах .
То, что движет мной сейчас. Воспоминания., воспоминания., воспоминания.
С самой первой встречи друг с другом ты не сразу предстал передо мной, ЧГИК. Сначала я исколесил почти весь город в поиске нужной остановки. Челябинск мне понравился. Затем я истоптал всю улицу Орджоникидзе и окрестности. Нашел музучилище, институт физкультуры, военное танковое и железнодорожное училище, торговли, где меня едва не «перевербовали» стать студентом (был недобор). Видно, тогда еще не все стремились в торгаши.
Погулял в парке им. Пушкина, несколько раз заходил в булочную на улице Цвиллинга, где угощали чудными плюшками с варенцом.
Видно, желание встретиться друг с другом было обоюдным, и к вечеру я нашел тебя, Челябинский государственный институт культуры, а ты нашел меня, и, очевидно, это чувство было так взаимно, что в течение 12 лет (с 1974 по 1986 г., с небольшими перерывами на службу в Советской Армии и прочими) мы были вместе. Как сказал замечательный человек, декан заочного отделение КПР Е. А. Черняев: «Наверное, нуждались друг в друге, хотя за всё это время ни разу не признались в этом.»
Другой мальчишка, сидящий напротив, уже седой и слегка отяжелевший, с благодарностью глядит в себя из 1974 г. в то время, когда были посеяны семена Чести, Правды, Справедливости, которые окрепли, проявились и вспыхнули, как Зарница .
Благодарю тебя, Институт. Благодарю вас, преподаватели, друзья, сокурсники.
Создание Челябинского государственного института культуры и других институтов данного профиля по времени совпало с высказыванием видного советского ученого, фантаста Ивана Антоновича Ефремова, многие мысли, высказывания, предвидения которого реализованы в сегодняшней нашей жизни, к сожалению, не лучшей жизни. Тогда мы ее не хотели, смотрели, как на что-то несбыточное, и забыли, что свою жизнь должны строить сами. иначе иные, другие построят жизнь иную. другую. Не для вас. Для себя.
Все разрушения империй, государств и других политических организаций, - писал И. Ефремов, - происходят через утерю нравственности.
Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих двадцати лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории.
Хозяевами жизни становятся спекулянты, бандиты, мошенники .
Слово «инженер» стало ругательством, «рабочий» - признаком неудачника.
И культура стала активно обслуживать потребности новых хозяев жизни.
Процесс по реализации сущностных сил пошел не туда, и результат этой деятельности, выраженный в материальных предметах, качествах личности, стал соответствовать реалиям.
Эти качества личности до сих пор мы видим на экранах ТУ, интернета, вокруг себя.
А иначе и быть не могло: вместо совершенствования человека искусства, культуры (пролетарской по своему содержанию и национальной по форме), культура, как все, всё, и вся полетела вниз, к саморазрушению.
Я встретился с этими и другими высказываниями Ивана Ефремова спустя более сорока лет.
Но, чтобы осознать его слова, его мысли, его творчество в сравнении с днем сегодняшним, тоже потребовалось немалое время. Время для документального исследования и доказательства мыслей гениального предвидения писателя.
Убедительные доказательства собраны. Документы, свидетельства очевидцев, фото- и киносвидетельства подтверждают: мы на планете ТОРМАНС . И, что особенно обидно, сами себе выбрали это настоящее.
Человек (мужчина или женщина) рождаются в этот мир слабыми, слепыми, беспомощными. С самых первых мгновений жизни учимся дышать, пить, есть, ходить. Учимся говорить, писать, понимать этот мир, в который однажды попали самым нелепым и случайным образом. Учимся различать добро и зло, товарищество. Учимся взаимопомощи, смелости, честности, правде и справедливости. и многому другому, что помогло бы нам в будущей взрослой жизни. Изменить этот мир по своему образу и подобию. По образу нашего Творца.
Где же тот, кто учит нас нашему божественному предначертанию? Да, наши Боги - творцы - наши родители. Папа и мама, дедушки и бабушки, которые даровали нам жизнь, Родину, страну, Отечество, право и обязанности на этой земле, земле своих предков - быть хозяином, хранителем, звеном в бесконечной цепи рождений. Ответственность за свой период жизни, чтобы эта цепь была неразрывной в тебе, твоих детях, внуках, потомках.
Да - младшая школа, двор, улица, где мы учились, обретали друзей, врагов, дрались и мирились, играли в войну, в которой всегда побеждали.
Да - средняя школа жизни: первая учительница, учителя-наставники, одноклассники, друзья, первая любовь. И вот, пройдя ряд ступеней, жизненных этапов, мы делаем (или не делаем) свой очередной шаг.
Мы выбираем профессию, жизненную стезю, по которой пойдем, делами и достижениями прославляя свое Отечество, свой род, себя: становимся инженерами, врачами, военными, папами и мамами, начальниками и подчиненными, директорами ДК, руководителями хоров и оркестров, отделов культуры.
И трамплином в этот этап жизни стал наш родной, наш любимый и славный Челябинский государственный институт культуры, наши любимые преподаватели, наставники. А также один из самых прекрасных и гостеприимных городов Руси - Челябинск, где гармонично соединились городская и промышленная архитектура, скверы, парки, памятники и скульптуры, где всегда чувствуешь себя, как дома.
Однако моя дальнейшая жизнь, работа, встречи с интересными людьми, книги убедили меня, что мало быть хорошим человеком, специалистом в одной или нескольких сферах деятельности, даже очень хорошим специалистом.
Маловато быть шестеренкой, коробкой передач, даже двигателем или автомобилем в чужом проекте жизни. Если неизвестна цель движения, то даже если ты водитель, приедешь не туда, куда тебе надо, и напрасно тратишь горючее и с упоением жмешь на газ (акселератор).
В течение ряда лет работал в дворцах и домах культуры, в сельских клубах Свердловской области, в том числе Каменска-Уральска. Занимался русским хором, создавал народные ансамбли, ВИА, агитбригаду, ставил музыкальные спектакли, сельские праздники.
Когда начались 1990-е гг., проводил курсы по отказу от курения, курсы по коррекции зрения, похудению, скорочтению... Но росла неудовлетворенность результатами своего труда. Человек не становился лучше, честнее, добрее, человечнее.
Да, он получал навык, умение, раскрывал свой талант, но оставался, как бы сказать точнее, человечески ограниченно годным... Жизнь строилась простым набором: деньги, вещи, удовольствия. Самым ужасным казалось отсутствие ясной цели и жажды познания мира у очень многих людей, без интереса глядевших в темное, не обещавшее никаких существенных изменений будущее с его неизбежным концом - смертью.
Почему такое происходит? - этот вопрос начал всё чаще вставать передо мной, хотя надо было жить в меняющемся (не в лучшую сторону) мире.
Никогда алмаз не станет бриллиантом, если шлифовать одну грань, даже 5-7 - всё равно мало. Только полная огранка делает из алмаза бриллиант, а из биологического материала (с умениями и навыками) - Человека.
И меня всегда (ну почти всегда, ну в последние 7-10 лет) занимает вопрос: «Какие средства, способы, методы необходимы, чтоб из заготовки получить Человека? Чтоб все грани его были проработаны, как у бриллианта». И в этом процессе, в этом направлении институт культуры занимает одно из главных мест в культуре Челябинска, Урала, культуре нашей страны.
Было время, когда и город Челябинск, и наш любимый институт культуры, сообразуясь с велениями времени, методично и спокойно выполняли свою задачу. Но события с небесным посланником, космическим астероидом 15 февраля 2013 г. возвестили всему миру о величайшем городе на Земле, хранимом самим Творцом, - городе Челябинске, его жителях, его заводах, учебных заведениях, его славной истории, достижениях и победах. С этого дня второе значение названия Челябинска - царский, образованный, божественный, как держава и скипетр, осыпанный бриллиантами, - осветило мир видимый и невидимый.
Я рад, что один из сияющих бриллиантов этих символов нового мира, нового духа - наш любимый Челябинский государственный институт культуры, который сейчас должен не только выпускать в жизнь специалистов в области искусства, музыки, режиссуры и т. д., но и делать завершающий мазок в преобразующуюся новую реальность окружающего нас мира: без устали менять этот земной мир по образу и подобию: Чести, Правды, Справедливости. Потому что Культура - это культ - Ура, ангела Света, ангела жизни, правды, справедливости, знаний, умений. Желания стать Светом, Правдой, Справедливостью. Желания быть Светом, Правдой, Справедливостью.
Пожелания склонны к самоосуществлению. Когда люди о чем-то мечтают, они своими действиями воплощают слово, либо препятствуют его воплощению. Так что необходимо всегда настраиваться на лучшее в нашей жизни. Еще лучше знать, как сказку сделать былью... Ежедневно делать ее радостной реальностью для всех. и тогда мрачный фантом Торманса, как злой мираж, растает без следа.
Если я светить не буду, Если ты светить не будешь, Если мы светить не будем, Кто тогда рассеет тьму?
Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчинникова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6
Автор: С. Л. Япаев