ЭССЕ

Вот и дождались... Крушение империи... Хаос и безумие, кризисы и катаклизмы... Двухтысячный со своими причудами... Концерты и антракты. Переезды, перемены, служба, служба... и всё... Последний приказ - и туфли уже несут в иную, гражданскую, жизнь Сергея, сына Леонида, т. е. меня.

Как будто всё остановилось, как будто всё замерло. Но - нет: Солнце всходило, и Луна его сменяла на небе исправно и вовремя. Иногда, конеч­но, из-за туч я не мог это контролировать, но гидрометцентр успокаивал: и на Небе...и на Земле ... всё идет своим чередом.

Только я выбился из череды прошлой жизни, потерял цель. Но челя­бинский танкист Алексей Кунгуров показал мне новые жизненные ориен­тиры, тем более что времени было предостаточно. И в последующие четы­ре года обновил свое мировоззрение, осознание сложившейся ситуации в стране, в мире. Вновь начал исполнять присягу Родине, Стране, Отечеству.

50 лет вузу - это возраст. Это, без сомнения, юбилейная дата, за дости­жение которой можно вручать медаль просто за то, что Институт до сих пор живет, воздействуя на своих питомцев. Становится частью (большой или ма­лой) в жизни каждого студента, преподавателя, работника, выпускника.

Еще я подумал о том, что же привело нас сюда. Что заставило на определенное время окунуться в его атмосферу?.. Надышаться, пропитать­ся его духом, его традицией.

Стать его Духом.   Его Традицией.

Зачем суждено ему стать вехой нашей биографии, страничкой наше­го жизненного пути, может даже путеводной звездой?

То, что я слегка старше нашего сегодняшнего юбиляра, а время, про­веденное в его стенах, среди его обитателей, тоже составляет немалую до­лю его и моей жизни, позволяет мне высказать свое суждение о нравствен­ной составляющей окружающего нас мира, о культуре, Человеке, студенте Челябинского института в течение времени от рождения - по сию пору.

Мы сидим сейчас наедине с тем семнадцатилетним мальчиком, кото­рым я был в 1974 году, в год окончания школы и поступления в институт.

Я спрашиваю его: «Ну что тебя понесло из Иркутска, где у тебя ос­талось всё: друзья, место, где родился, взрослел, впервые влюбился, где на другом берегу Байкала - такой же институт, на далекий Урал, в неизвест­ный Челябинск?».

Нет ответа. Ни у него тогда, ни у меня сегодняшнего.

Однако у меня сегодняшнего всё же есть осознание того, что не дай бог мне пришел бы вызов из военного училища, куда поступали почти все мальчики нашего класса. Да, я дослужился бы до званий, чинов, наград. Стал бы уважаемым человеком, но не сохранил бы того, что передали в на­следство мои родители, что, вопреки всему, мне передал институт и что реализовалось спустя годы уже в другой жизни, в другой стране, других обстоятельствах .

То, что движет мной сейчас. Воспоминания., воспоминания., воспоминания.

С самой первой встречи друг с другом ты не сразу предстал передо мной, ЧГИК. Сначала я исколесил почти весь город в поиске нужной ос­тановки. Челябинск мне понравился. Затем я истоптал всю улицу Орджо­никидзе и окрестности. Нашел музучилище, институт физкультуры, воен­ное танковое и железнодорожное училище, торговли, где меня едва не «перевербовали» стать студентом (был недобор). Видно, тогда еще не все стремились в торгаши.

Погулял в парке им. Пушкина, несколько раз заходил в булочную на улице Цвиллинга, где угощали чудными плюшками с варенцом.

Видно, желание встретиться друг с другом было обоюдным, и к ве­черу я нашел тебя, Челябинский государственный институт культуры, а ты нашел меня, и, очевидно, это чувство было так взаимно, что в течение 12 лет (с 1974 по 1986 г., с небольшими перерывами на службу в Совет­ской Армии и прочими) мы были вместе. Как сказал замечательный чело­век, декан заочного отделение КПР Е. А. Черняев: «Наверное, нуждались друг в друге, хотя за всё это время ни разу не признались в этом.»

Другой мальчишка, сидящий напротив, уже седой и слегка отяже­левший, с благодарностью глядит в себя из 1974 г. в то время, когда были посеяны семена Чести, Правды, Справедливости, которые окрепли, про­явились и вспыхнули, как Зарница .

Благодарю тебя, Институт. Благодарю вас, преподаватели, друзья, сокурсники.

Создание Челябинского государственного института культуры и других институтов данного профиля по времени совпало с высказыванием видного советского ученого, фантаста Ивана Антоновича Ефремова, мно­гие мысли, высказывания, предвидения которого реализованы в сегодняш­ней нашей жизни, к сожалению, не лучшей жизни. Тогда мы ее не хоте­ли, смотрели, как на что-то несбыточное, и забыли, что свою жизнь долж­ны строить сами. иначе иные, другие построят жизнь иную. другую. Не для вас.   Для себя.

Все разрушения империй, государств и других политических органи­заций, - писал И. Ефремов, - происходят через утерю нравственности.

Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих двадцати лет, а затем произойдет величайшая ка­тастрофа в истории.

Хозяевами жизни становятся спекулянты, бандиты, мошенники .

Слово «инженер» стало ругательством, «рабочий» - признаком не­удачника.

И культура стала активно обслуживать потребности новых хозяев жизни.

Процесс по реализации сущностных сил пошел не туда, и результат этой деятельности, выраженный в материальных предметах, качествах личности, стал соответствовать реалиям.

Эти качества личности до сих пор мы видим на экранах ТУ, интерне­та, вокруг себя.

А иначе и быть не могло: вместо совершенствования человека искус­ства, культуры (пролетарской по своему содержанию и национальной по форме), культура, как все, всё, и вся полетела вниз, к саморазрушению.

Я встретился с этими и другими высказываниями Ивана Ефремова спустя более сорока лет.

Но, чтобы осознать его слова, его мысли, его творчество в сравнении с днем сегодняшним, тоже потребовалось немалое время. Время для доку­ментального исследования и доказательства мыслей гениального предви­дения писателя.

Убедительные доказательства собраны. Документы, свидетельства очевидцев, фото- и киносвидетельства подтверждают: мы на планете ТОРМАНС .   И, что особенно обидно, сами себе выбрали это настоящее.

Человек (мужчина или женщина) рождаются в этот мир слабыми, слепыми, беспомощными. С самых первых мгновений жизни учимся дышать, пить, есть, ходить. Учимся говорить, писать, понимать этот мир, в который однажды попали самым нелепым и случайным образом. Учимся различать добро и зло, товарищество. Учимся взаимопомощи, смелости, честности, правде и справедливости. и многому другому, что помогло бы нам в будущей взрослой жизни. Изменить этот мир по своему образу и подобию. По образу нашего Творца.

Где же тот, кто учит нас нашему божественному предначертанию? Да, наши Боги - творцы - наши родители. Папа и мама, дедушки и бабуш­ки, которые даровали нам жизнь, Родину, страну, Отечество, право и обя­занности на этой земле, земле своих предков - быть хозяином, хранителем, звеном в бесконечной цепи рождений. Ответственность за свой период жизни, чтобы эта цепь была неразрывной в тебе, твоих детях, внуках, по­томках.

Да - младшая школа, двор, улица, где мы учились, обретали друзей, врагов, дрались и мирились, играли в войну, в которой всегда побеждали.

Да - средняя школа жизни: первая учительница, учителя-наставники, одноклассники, друзья, первая любовь. И вот, пройдя ряд ступеней, жиз­ненных этапов, мы делаем (или не делаем) свой очередной шаг.

Мы выбираем профессию, жизненную стезю, по которой пойдем, де­лами и достижениями прославляя свое Отечество, свой род, себя: стано­вимся инженерами, врачами, военными, папами и мамами, начальниками и подчиненными, директорами ДК, руководителями хоров и оркестров, от­делов культуры.

И трамплином в этот этап жизни стал наш родной, наш любимый и славный Челябинский государственный институт культуры, наши люби­мые преподаватели, наставники. А также один из самых прекрасных и гос­теприимных городов Руси - Челябинск, где гармонично соединились го­родская и промышленная архитектура, скверы, парки, памятники и скульп­туры, где всегда чувствуешь себя, как дома.

Однако моя дальнейшая жизнь, работа, встречи с интересными людьми, книги убедили меня, что мало быть хорошим человеком, специа­листом в одной или нескольких сферах деятельности, даже очень хорошим специалистом.

Маловато быть шестеренкой, коробкой передач, даже двигателем или автомобилем в чужом проекте жизни. Если неизвестна цель движения, то даже если ты водитель, приедешь не туда, куда тебе надо, и напрасно тратишь горючее и с упоением жмешь на газ (акселератор).

В течение ряда лет работал в дворцах и домах культуры, в сельских клубах Свердловской области, в том числе Каменска-Уральска. Занимался русским хором, создавал народные ансамбли, ВИА, агитбригаду, ставил музыкальные спектакли, сельские праздники.

Когда начались 1990-е гг., проводил курсы по отказу от курения, курсы по коррекции зрения, похудению, скорочтению... Но росла неудов­летворенность результатами своего труда. Человек не становился лучше, честнее, добрее, человечнее.

Да, он получал навык, умение, раскрывал свой талант, но оставался, как бы сказать точнее, человечески ограниченно годным... Жизнь строи­лась простым набором: деньги, вещи, удовольствия. Самым ужасным каза­лось отсутствие ясной цели и жажды познания мира у очень многих лю­дей, без интереса глядевших в темное, не обещавшее никаких существен­ных изменений будущее с его неизбежным концом - смертью.

Почему такое происходит? - этот вопрос начал всё чаще вставать пере­до мной, хотя надо было жить в меняющемся (не в лучшую сторону) мире.

Никогда алмаз не станет бриллиантом, если шлифовать одну грань, даже 5-7 - всё равно мало. Только полная огранка делает из алмаза брилли­ант, а из биологического материала (с умениями и навыками) - Человека.

И меня всегда (ну почти всегда, ну в последние 7-10 лет) занимает во­прос: «Какие средства, способы, методы необходимы, чтоб из заготовки по­лучить Человека? Чтоб все грани его были проработаны, как у бриллианта». И в этом процессе, в этом направлении институт культуры занимает одно из главных мест в культуре Челябинска, Урала, культуре нашей страны.

Было время, когда и город Челябинск, и наш любимый институт культуры, сообразуясь с велениями времени, методично и спокойно вы­полняли свою задачу. Но события с небесным посланником, космическим астероидом 15 февраля 2013 г. возвестили всему миру о величайшем горо­де на Земле, хранимом самим Творцом, - городе Челябинске, его жителях, его заводах, учебных заведениях, его славной истории, достижениях и по­бедах. С этого дня второе значение названия Челябинска - царский, обра­зованный, божественный, как держава и скипетр, осыпанный бриллианта­ми, - осветило мир видимый и невидимый.

Я рад, что один из сияющих бриллиантов этих символов нового ми­ра, нового духа - наш любимый Челябинский государственный институт культуры, который сейчас должен не только выпускать в жизнь специали­стов в области искусства, музыки, режиссуры и т. д., но и делать завер­шающий мазок в преобразующуюся новую реальность окружающего нас мира: без устали менять этот земной мир по образу и подобию: Чести, Правды, Справедливости. Потому что Культура - это культ - Ура, ангела Света, ангела жизни, правды, справедливости, знаний, умений. Желания стать Светом, Правдой, Справедливостью. Желания быть Светом, Прав­дой, Справедливостью.

Пожелания склонны к самоосуществлению. Когда люди о чем-то мечтают, они своими действиями воплощают слово, либо препятствуют его воплощению. Так что необходимо всегда настраиваться на лучшее в нашей жизни. Еще лучше знать, как сказку сделать былью... Ежедневно делать ее радостной реальностью для всех. и тогда мрачный фантом Торманса, как злой мираж, растает без следа.

Если я светить не буду, Если ты светить не будешь, Если мы светить не будем, Кто тогда рассеет тьму?

Источник: Музейный вестник / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Н. В. Овчин­никова. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - Вып. 25. -188 с., [16] с. ил. ISBN 978-5-94839-644-6

Автор: С. Л. Япаев

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.