Человек на своем жизненном пути сталкивается с чередой разнообразных событий - важных и не очень, запоминающихся и проходящих, но в совокупности составляющих общую картину жизни. Особое место в этой картине занимает юбилей. К этому событию разные люди относятся по-разному, в зависимости от традиций, бытующих в данной местности, занимаемого социального статуса, материального положения, в конце концов, личного отношения к факту наступления очередной круглой даты, безжалостно констатирующей изменение возраста.
Современные психологи и биологи, вслед за представителями древнейших эзотерических учений, утверждают, что наша жизнь делится на периоды, или циклы. Жизненный цикл - это последовательность событий(стадий), связанных с естественным изменением физического возраста человека, в зависимости от которого он входит в ту или иную возрастную группу (возрастной класс). Возрастные классы известны истории культуры; это устоявшиеся категории в составе любой этносоциальной общности, возникшие в эпоху первобытности (например, дети и взрослые; дети, молодежь, взрослые и старики). Кроме вхождения в определенную возрастную группу человек в силу объективных причин становится членом разнообразных социальных институтов. Н. С. Кряжева по этому поводу пишет: «Человек в своей жизни последовательно проходит некоторые этапы, каковыми являются: рождение, достижение социальной зрелости, брак, отцовство/материнство, повышение общественного положения, профессиональная специализация, смерть. Каждое из этих явлений сопровождается действиями, у которых одна и та же цель: обеспечить человеку переход из одного определенного состояния в другое, столь же определенное» [4, с. 159-160]. За такими действиями в мировой культурологии и антропологии закрепилось специальное понятие - обряды перехода. Концепт и термин «обряд перехода» связывают с именем французского социолога, этнографа, антрополога и фольклориста Арнольда ван Геннепа (1873-1957), который занимался изучением специфики переходов на протяжении жизненного пути, оформленных в систему обязательных ритуально-обрядовых действ. Каждый статус закрепляет человека в определенной группе и системе межличностных отношений; обряд же дает возможность индивидууму быть принятым обществом в новом статусе, а обществу - принять его в этом статусе.
Первой ступенью в ряду обрядовых действ, знаменующих переход индивидуума на новый уровень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества, являются обряды инициации (от лат. ini-tiato - 'совершение таинств', 'посвящение'). Инициации, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными испытаниями, операциями (обрезание, рубцевание, выбивание зубов и др.). По убеждению самих участников, такие действия были абсолютно необходимы. Как указывает В. Я. Пропп, обряд посвящения был школой, ученьем в самом настоящем смысле этого слова [6, с. 89]. При посвящении неофиты (от греч. neophytos - 'новообращенный') вводились в обширный круг мифических представлений, составляющих основу священного жизнеустройства племени, приобретая базовые знания, позволяющие стать полноправными членами рода. Такие приемы воспитания и обучения составляли существенную черту посвящения во всем мире и являлись частью процесса социализации.
Кроме инициации для подростков всегда существовали высшие ступени посвящения для вождей, жрецов и шаманов. В дальнейшем элементы этих обрядов стали частью современных - религиозных, масонских и др.
В настоящее время к субститутам древних обрядов инициации можно отнести обряды посвящения в первоклассники, члены ученического братства, студенты, профессию и т. д. Своеобразным реликтовым вариантом обряда инициации можно считать принятие воинской присяги. В целом все перечисленные традиционные действия в полной мере относятся к переводу подростков в возрастной класс взрослых (юношей и девушек - в мужчин и женщин). А какие обряды можно выделить в жизни современного человека при переходе в следующие возрастные группы? Думается, к таким действиям можно отнести юбилейные торжества.
Для подтверждения этого положения необходимо выявить набор признаков, характерных вообще для обрядов перехода и как частный случай - обрядовых действ юбилея. Арнольд ван Геннеп утверждает, что ритуалы инициации всегда делятся на три этапа: отделение от среды, в которой человек находился прежде, изоляция в определенном месте (лиминальная фаза) и новое включение в группу [3, с. 74-75]. По перечисленным признакам инициацию можно сравнить с похоронными обрядами. Это объясняется тем, что «обряд перехода основывается на ритуальном соприкосновении со "смертью-возрождением"» [1].
Юбиляр также извлекается из привычной среды (рабочего коллектива, домашних хлопот, регламентированных форм деятельности); как правило, даже «топографически» торжество проходит не в обычном пространстве жизни, а в специально подготовленном месте (кафе, банкетный зал ресторана и т. п.), которое маркируется баннерами, флагами, воздушными шарами, иллюминацией, гирляндами цветов и т. д. Внутри этого пространства посредством различных выразительных средств создается особая атмосфера, подчеркивающая сакральность (значимость) события. Своеобразной границей - рубежом, разделяющим привычный, обыденный и новый миры, свой и чужой - в программе современного юбилея становится символическая лента, перегораживающая вход в зал, арка из цветов и т. д. (раньше это - межа, тын или забор, ворота, порог, окно, река). В процессе празднования юбиляр проходит через определенные действия - испытания, часто символического характера (вручение юбилейных адресов, медалей, произнесение клятв и т. д.), а по их окончании возвращается в привычную для себя среду обитания в обновленном статусе.
Второй этап обряда перехода, по А. ван Геннепу, знаменует символический момент смерти посвящаемого. Можно ли усмотреть признаки «смерти» в юбилейных действах? Для этого нам потребуется сделать сравнительный анализ, сопоставив юбилей и славянскую тризну, являвшуюся частью похоронного обряда. Тризна состояла из обширного обрядового комплекса жертвоприношений, военных игр, песен, плясок, состязаний в честь покойного, оплакивания умершего и поминального пиршества. Этот ритуал представлял собой естественное соединение веселого пиршества для развлечения покойника с самыми эксцентричными проявлениями горя. «Кожи кроения, лица драния», плачи, вопления, кровавые жертвоприношения чередовались с самым бурным разгулом, пьянством, песнями, веселыми беседами, играми, скоморошничеством [2, с. 823-824]. После всех вышеперечисленных действий покойного сжигали на костре, поскольку именно огонь некогда представлялся посредником между двумя мирами.
Имеем ли мы возможность усмотреть в современном юбилейном торжестве элементы этих обрядовых действий?
В представлении народов традиционной культуры загробный мир и мир живых взаимосвязаны: умершие предки охраняют жизнь, здоровье, благополучие своих потомков. Потомки же в свою очередь традиционно совершают комплексы обрядов, связанных с культом предков, которых нужно умилостивить, задобрить, одарить. В таком контексте подарки, вручаемые юбиляру, несомненно, имеют отношение к знаку даров и жертв, жертвоприношению, являющемуся частью поминального обряда. Дар (подношение, подарок) или жертва выступает предметом, который один субъект своим волеизъявлением, обусловленным исторически и социально, передает навсегда другому. Общий смысл дара и жертвы: реализация в обоих актах принципа «даю тебе, чтобы ты дал мне» [5, с.107].
Знак культа предков хорошо прослеживается в современных игровых действиях - своеобразных «состязаниях в честь покойного», которые раньше имели одну только цель: доставить покойнику как можно больше развлечений, удовольствий и проявлений симпатии и преданности. Конечно, игра Царь горы, являющаяся рудиментом тризненского обычая, уже не входит в их состав, но наличие викторин, лотерей, розыгрышей, конкурсов, игр и пр., связанных с героем юбилея, его личной жизнью, профессиональной и общественной деятельностью, доказывает связь с древними ритуалами.
То же самое можно сказать о присутствии в программе юбилейного торжества песен и танцев. Особо можно выделить исполнение «Каравая» -песенно-игрового действия, имевшего ранее особый магический смысл. Центральный предмет ритуала - каравай (от греч. «хоро», «коро» - 'круг') является разновидностью хлебных изделий. Хлеб - наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия, используется во многих ритуальных и обрядовых целях (причастие, хлебо-преломление, наделение дарами уходящего гостя). В похоронных обрядах хлебом и сейчас «кормят» мертвых: кладут в гроб, высыпают крошки на могилу для птиц, оставляют на перекладине креста. Хлеб, как знак ритуальной пищи, выводит нас на следующий элемент тризны, существенную часть которой составлял пир (угощение покойника). Ни для кого не секрет, что сегодня богатые праздничные столы с различными яствами и напитками являются непременным атрибутом любого юбилейного торжества, как и юбилейный пирог (или торт), украшенный горящими свечами, обозначающими количество прожитых юбиляром лет. Известно, что в обрядах инициации неофиты в самых разнообразных формах подвергались воздействию огня, что символизировало ритуальное сожжение. Эти формы развивались, появлялись заместительные, смягченные и завуалированные варианты. Свечи на юбилейном торте можно считать отраженным символом погребального огня.
Смерть, по древним представлениям, - это всегда метаморфоза, после нее начиналась новая жизнь в новом мире. Умерший мог вновь вернуться на землю в любом облике, в том числе в лице своего потомка. Любой младенец - это покойник, возвращенный на землю. Соответственно и юбиляр - «покойник» в процессе символических действий трансформируется в юбиляра - «новорожденного». Это «возвращение» в общество (своеобразная реинтеграция) становится третьим этапом обряда перехода. Можно добавить, что весьма распространенным элементом программы юбилея, относящимся к началу «новой» жизни, является гадание. Гадания (ворожба, загадывание, загадки) - магические действия, направленные на узнавание будущей судьбы человека или целого коллектива. Цель гадания - определение характера связи настоящего с будущим [5, с. 115].
Одна из главных функций обряда посвящения - обеспечение трансляции знаний. Как отмечает Э. С. Безпёрстова, в классическом варианте «участники обряда делятся на "учителей", передающих эзотерические знания, обладающие непосредственной принадлежностью к новому миру, статусу перевоплощаемых, и их "учеников", которые эти знания и перенимают» [1]. Одним из возможных примеров такой трансляции можно считать различные наказы юбиляру: «Жизнь после 50-ти есть!», «50 - это еще полпути» и т. п. В сценариях юбилейных торжеств используются также пословицы и поговорки, содержащие житейскую мудрость тысячелетий, приводятся конкретные факты из жизни известных людей, проживших долгую и плодотворную жизнь.
Юбилей с полной уверенностью можно отнести к обряду перехода. Он содержит все отличительные признаки и выполняет соответствующие этому обряду функции; в процессе символических действий происходит «перерождение» юбиляра, официально закрепляющее его новый статус и наделяющее его определенными знаниями, необходимыми для последующего полноценного функционирования на новом этапе жизни.
- Брокгауз, Ф. А. Тризна / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон // Энциклопедический сло-варь. - Т. XXXIII. - СПб.: Тип. акц. общ. «Издательское дело», 1901. - С. 964.
- Геннеп, А. ван. Инициация // Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / А. ван Геннеп. - М., 1999. - С. 64-107.
- Кряжева, Н. С. Обряды перехода Арнольда ван Геннепа и обряды перехода русских / Н. С. Кряжева // Молодежь III тысячелетия: тез. докл. регионал. науч. студ. конф. - Омск, 2002. - С. 159-160.
- Лазарева, Л. Н. История и теория праздников: учеб. пособие / Л. Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2-е изд., испр. - Челябинск, 2004. - 278 с.
- Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. - Л.: Изд-во Ленин. гос. ордена Ленина ун-та, 1946. - C. 340.
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челя-бинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор: Солдаткин В. Е