Основные принципы отбора песенно-хорового материала хора народной музыки «песни урала» Челябинской государственной академии Культуры и искусств

Установление тенденций развития народно-песенного исполнительства происходивших в прошлом и имеющих место в настоящем, принадлежит к наиболее важным проблемам отечественной культуры. Настоящее время – время обновлений, время пересмотра опытного наследия предшествующих поколений, время поиска новых решений в области науки, культуры и искусства. Все острее встает вопрос о нравственном воспитании молодого поколения, о сохранении национальных ценностей, о моральной устойчивости в современном социуме, в реалии с множеством соблазнов и ответственности выбора. В современном мире музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусств, влияющим на умы, вкусы, социальную ориентацию современного человека, особенно молодежи. Трудно переоценить ее роль в воспитании подрастающего поколения. В этой связи возникает потребность в подготовке высококвалифицированных кадров в области народно-певческого искусства, обеспечивших достаточную базу знаний, умений и навыков выпускникам специальных учебных заведений, чтобы стать специалистами, не только владеющими мастерством в одном из видов музыкального творчества, но и способными осуществлять свою деятельность в современных условиях развития нашего общества.

Сегодня мы можем констатировать возникновение новой (с точки зрения российского музыкально-певческого профессионализма) певческой парадигмы – концертно-сценического народного пения. Развиваясь наряду (и параллельно) с другими образцами русских певческих традиций (городской песни и романса, национального оперного и камерного пения, многочисленными певческими стилями русского крестьянского и казачьего традиционного пения и т. Д.), народное пение нового – концертно-сценического стиля сформировалось и утвердилось благодаря развитию своего профессионализма во всём: в исполнительстве, творчестве и образовании.

Профессионализация народной певческой традиции привела к созданию целой системы новой певческой школы, то есть того, что только и может быть названо профессионализмом. В эту систему обязательным компонентом должно входить обучение, осознание его методики, техники, исполнительского мастерства.

Развивая народно-песенные традиции необходимые для профессиональной деятельности, концертное народно-хоровое пение охватывает широкий спектр творческих задач. Получив статус специального предмета профессионального музыкального образования, оно стало самобытной школой, систематизирующей сумму специальных знаний, умений и навыков в области народно-певческих традиций на основе обобщения опыта вокального искусства.

С профессиональным музыкальным образованием связана подготовка высококвалифицированных специалистов в области народного хорового пения для работы в профессиональных и самодеятельных народных хорах, ансамблях, а также преподавателей для средних специальных учебных заведений, музыкальных школ, студий, что обеспечивает использование всех видов музыкальной деятельности. Основные виды музыкальной деятельности конкретизированы в задачах хора: овладение навыками хормейстерской работы; овладение всеми приемами вокально-хоровой техники; овладение элементами художественно-исполнительской культуры, сохранение и развитие народно-песенных традиций с учетом региональных особенностей; воспитание художественного и эстетического вкуса у студентов и т. Д.

Основные виды профессиональной музыкальной деятельности, использующиеся в работе с хором народной музыки «песни урала» челябинской государственной академии культуры и искусств, традиционны, и хор работает по типу профессионального коллектива. Мы установили, что активизация основных видов исполнительской музыкальной деятельности обусловлена материалом, который использует коллектив в своей работе. Непосредственно на формирование профессионализма оказывают влияние принципы отбора песенно-хорового материала, которые мы используем: полноценность по своему идейно-художественному содержанию; доступность (диапазон хоровых партий, тесситура, метроритмическая структура, голосоведение и т. Д.); постепенность в совершенствовании вокально-технических навыков; тематическое жанровое разнообразие и др.

Само название хора – «песни урала» (руководители: заслуженный работник культуры рф, профессор и. А. Игнатьев, заслуженный работник культуры рф, профессор л. И. Шутова) – говорит о репертуарной направленности коллектива. Репертуар хора народной музыки «песни урала» является ярким примером воспитания и формирования профессиональных качеств у студентов кафедры народного хорового пения. Основу репертуара коллектива составляют народные песни, ставшие классикой, песни уральского региона, обработки народных песен, произведения уральских и российских композиторов. Репертуар хора очень разнообразен и широк. Здесь собраны самые лучшие образцы русских народных песен, ставших классикой: «по диким степям забайкалья», «над москвой заря занималася», «дороженька», «степь, да степь кругом», «как вставало утро раннее», «из-за синих гор» в обработке в. Горячих; «гибель ермака», «барыня», «под окном черемуха колышется», «из-за синих гор», «ой, заря, ты заря», «куманек, побывай у меня» и многие-многие другие.

Широкое применение народных песен уральского региона определяет цели воспитания патриотических чувств как средства сохранения местных народно-певческих традиций. Это уральские народные песни: «ой вы, горы», «матушка-тура», «ой ты, кама – река», «дубровушка», «по полю, было полю», «озера», «уж ты, сад», «ты взойди, красное солнышко», «за уралом, братцы, за рекой», «за речкою, за миасскою», «во деревне гибки доски», «хожу, гуляю, да с-по хороводу», «возмой, туча», «садил, садил черемушку» и др. Хорошим источником пополнения репертуара подлинными народными песнями являются фольклорные экспедиции по сбору местного песенного материала, который собирается, расшифровывается, изучается, обрабатывается самими студентами, и лучшие образцы включаются в репертуар хорового коллектива.

В репертуаре хора значительное место занимают современная народная и авторская песни с героической и лирической тематикой, песни о родине и ее героях, о крае. Ярким примером исполнения произведений о нашей необъятной родине, о ее людях, героях являются удивительно красивые по мелодии и богатые по содержанию песни: «люблю тебя, моя Россия», «отчизна» Н. Кутузова, «кто вырос в россии» в. Захарченко, «у моей россии» в. Левашова, «я никогда россию не предам» н. Малыгина, «мать-земля моя» В. Гамали, «у России глаза голубые» А. Цибизова, «хлеб – всему голова!» Г. Кудрина, «выдержит все россия» Ю. Гаврилова и др., которые также украшают программу хора народной музыки «песни урала».

Довольно развитое хоровое исполнительство урала способствовало возникновению большого числа хоровых произведений местных авторов. И ярким примером тому является исполнение хором академии песен уральских композиторов: «зовет гора магнитная» Б. Гибалина, «доброта» в. Горячих; «над седым уралом», «ой, вы, горы», «таежный городок» а. Дармастука; «расскажи, седой урал», «у нас на урале», «курганы» в. Лаптева; «едут новоселы», «уральская рябинушка» е. Родыгина: «мой урал» м. Смирнова; «урал, мой урал» а. Трухина; «люблю урал», «наша родина-урал», «широка ты, степь», «край степной», «зацвели под окошком березы» и. Шутова; «когда говорят о россии», «колокола» е. Щекалева и многие другие, в которых поется об удивительном крае, о его людях, работающих на полях, на заводах, и просто о любви к своей малой родине.

Стремление к возрождению культурного наследия родины, исторических традиций является необходимым связующим звеном и одним из средств современного профессионального воспитания студентов, и дает возможность бережного отношения к ценностям народа данного региона. Знание совокупности условий бытования, черт стиля и приемов исполнения открывают новые горизонты для хорового исполнительства у будущих руководителей народных хоров, наполняет их гордостью за свой край, сохранение и развитие местных народно-песенных традиций.

Поэтому нами использовалась аргументированная подборка теоретико-музыкального материала с учетом тематики народных сцен и региональных особенностей бытования. Уральский народно-песенный пласт мы осуществляли через воплощение музыкального календаря и разработку сценариев «мини спектаклей»: осенние обряды – «дожинки», «покров день», «рубка капусты»; зимние – «зимние святки» «новый год», «рождество христово», «масленица», «ночь на ивана-купала» и др.; народно-бытовых сцен – «проводы казака на службу» «рекрутский набор»; жанрово-бытовых сцен по сказкам п. Бажова «заводские гулянья», «аленький цветочек», «ермоловы лебеди», с. Власовой «маланьин спор»; музыкальных композиций «отчего так в россии березы шумят», «шли девчата на фронт» и др.

Венцом активизации всех видов профессиональной музыкальной деятельности выступает концертно-исполнительская деятельность хора «песни урала». Эффективность этой деятельности обусловлена тематической направленностью репертуара, его жанровым разнообразием, драматургией всего концерта, вследствие чего произведения расставляются с учетом возрастания интереса публики, подведения к одному или нескольким произведениям, которые становятся вершиной, кульминацией концерта.

Только через активную концертно-творческую деятельность, через исполнение хоровых произведений, через «невидимый», но ощутимый контакт со слушателями происходит глубокое осмысливание и вживание в образы, характеры передаваемых произведений; устойчивость, сила и глубина внутреннее эмоциональное наполнение («состояние потрясения»); единение всего хорового коллектива, проникнутого одной общей идей; искреннее самовыражение, сопереживание. В душе происходит ощущение гордости за страну, россию, ее народ и ты становишься как бы частью ее.

Таким образом, благодаря своему довольно обширному репертуару и широкому диапазону тем, песенно-хоровое искусство выступает как средство идейно-художественного воспитания, прививает уважение к истории страны, ее героям, народу, народно-песенным традициям, формирует сознание людей. И можно смело говорить о том, что хоровое искусство через сплав слова и музыки, концертную деятельность, общение со слушателями имеет огромную силу воздействия на чувства, эмоции и является действенным фактором профессионального воспитания студентов.

Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челя-бинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.

Автор: Шутова Л. И.  г. Челябинск

Прокомментировать

Рубрика Лазаревские чтения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *