Процесс и проблемы подготовки специалистов в сфере народного художественного творчества

В национальной доктрине развития образования в россии, утвержденной президентом В. В. Путиным в 2000 г., подчеркивается значимость отечественного культурно-исторического и национально-культурного наследия как основы всего современного образовательного пространства нашей страны.

 эти задачи отражены в федеральной программе «развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» (2001 г.), в законе рф об образовании (1996 г.), в национальной доктрине образования (2000 г.), в концепции развития художественного образования рф (2001г.), в государственной программе «патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001-2005 годы», в ряде международных нормативных актов юнеско (среди них – «рекомендация по сохранению фольклора» (1989г.) И программа «шедевры устного и нематериального наследия народов мира» (принята в 2000 г.) И в ряде других документов [1].

Не случайно эта уникальная специальность привлекла к себе внимание юнеско и рассматривается этой авторитетной международной организацией как фактор сохранения и распространения в современном мировом культурно-образовательном пространстве знаний о народной художественной культуре разных стран и народов, высших духовно-нравственных ценностей и идеалов разных этносов, шедевров народного творчества и в целом культурного наследия разных стран, а также сохранения культурного многообразия в условиях глобализации. По специальности «народное художественное творчество» было разработано и утверждено три поколения государственного образовательного стандарта (1994, 1999 и 2002 гг.) И предусмотрено семь квалификаций: «руководитель этнокультурного центра, преподаватель», «художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель», «художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель», «художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель», «художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель», «режиссер любительского театра, преподаватель», «художественный руководитель любительской студии кино-, фото-, видеотворчества, преподаватель» [2].

В перечень общепрофессиональных дисциплин, по данной специальности включен курс «теория и история народной художественной культуры». Он является ключевым в профессиональной подготовке всех специалистов по народному художественному творчеству, независимо от их специализации.

Изучение данного курса на всех факультетах челябинской государственной академии культуры и искусств обеспечено различными учебными, научными, методическими изданиями, в перечне которых необходимо отметить следующее:

  •  «народная художественная культура в условиях социализма» (1989). Это учебное пособие опубликовано профессором цукерманом в. С. После успешной защиты докторской диссертации «народная художественная культура как социальное явление» (1984) это стало единственным существенным на момент открытия специальности
  • «народное художественное творчество», материалом позволившим студентам изучать основы теории народной художественной культуры. Только в 1997 г. Появилось учебное пособие «народная художественная культура» каргина а. С..

В академии ведется последовательная работа по созданию учебников, учебных пособий, монографий, учебно-справочных изданий, учебно-методических комплексов, примерных и рабочих программ.

Изданы учебники: «основы региональной культуры» и «художественные промыслы южного урала» (2003) г. М. Казаковой, «теория и история декоративно-прикладного творчества» в. И. Титова (2006), «народные инструменты» э. А. Болодуриной и в. Н. Шульги (2005); монография «культура южного урала: локальный вариант регионального измерения» г. М. Казаковой (2007). Учебно-справочное издание «народная художественная культура» ершовой т. М. (2000, 2005, 2010), дополняет и методически способствует изучению курса.

Значительное место в освоении традиционной народной культуры занимают работы лазарева александра ивановича, опубликовавшего более 300 научных работ, в том числе учебные пособия «художественный метод фольклора» (1988), «технология литературного фольклоризма» (1991). Особое место занимает его трехтомный учебник «народоведение» (1997 – 1998).

Эту своеобразную трилогию можно считать итогом всей творческой жизни автора; в определенном отношении это и поучительный опыт для фольклористов. Широко тиражированный, трехтомник с энтузиазмом воспринят педагогической общественностью страны. Фольклорно-педагоги-
ческая трилогия а. И. Лазарева посвящена таким коренным понятиям, как отчий дом, семья, обрядность, труд. Насыщенный разнообразным фольклорным материалом, образцами разных фольклорных жанров, учебник настраивает педагогов и учащихся на объединение в жизнедеятельности детей и подростков познания, игры и творчества [3].

А. И. Лазарев – фольклорист не в привычном, филологическом значении. Он творчески воспринял традиции российского краеведения и наследие в. П. Бирюкова, продолжил опыт воссоединения фольклористики и народоведения.

Студенты хореографического факультета, обучающиеся по специальности «народное художественное творчество» и студенты культурологического факультета, обучающиеся по специальности «социально-культурная деятельность» и «культурология», изучающие курс «теория и история народной художественной культуры», не ограничены лекционными и семинарскими формами занятий.

Автор данной статьи, обучающий студентов выше названным предметам:

  • организовывает экскурсии в музеи и выставочные залы, в центр народного творчества;
  • предлагает студентам просмотр презентаций по декоративно-прикладному и изобразительному искусству;
  • привлекает к участию в презентациях авторских выставок, просмотрах видеоматериалов, занятиям в мастер-классах, которые проводятся на базе учреждений культуры;
  • рекомендует изучать актуальные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры, обращаясь к специализированным периодическим изданиям: «клуб», «живая старина», «праздник», «народное художественное творчество» и др., выбирать интересующие их статьи, составлять аннотированные библиографические списки;
  • инициирует подготовку студентами докладов, творческих работ, презентаций по народному художественному творчеству и т.п.

На кафедре культурологии и социологии академии, в рамках этнологической (фольклорной) практики, студенты второго курса дневного отделения, обучающиеся по специальности «культурология» и изучающие курс «теория и история нхк», посещают различные учреждения культуры г. Челябинска: выставочный зал союза художников, музей искусств, филармонию, дворцы культуры, краеведческий музей и др. Базой практики является гук «оцнт» государственное учреждение культуры «областной центр народного творчества».

В ходе практики студенты, получают уникальную возможность:

  • встретиться с руководителями учреждений и их сотрудниками;
  • присутствовать на занятиях кружков, студий, коллективов;
  • получать практические навыки в ходе работы мастер-классов;
  • знакомиться с видеоматериалами о ходе проведения праздников, концертов, фестивалей народного художественного творчества, проводимыми учреждениями культуры;
  • посещать концерты, фестивали, конкурсы художественно творческих коллективов, выставки мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  • пользоваться методическими, сценарными, учебными, архивными и иными источниками учреждений культуры;
  • фотографировать, снимать на видео и иные цифровые носители;
  • приобретать сувенирную, методическую и иную продукцию.

Практические занятия способствуют формированию у студентов живого интереса к изучению традиционной народной культуры, углубляет их знания и позволяет по-новому взглянуть на истоки культуры, традиции, обряды, обычаи, праздники, почувствовать себя участниками процесса по возрождению народной художественной культуры.

Деятельность специалиста по народному художественному творчеству носит, прежде всего, практический, прикладной характер, имеет конкретную цель и подчиняется жестким параметрам эффективности.

Подготовка будущего выпускника в вузе может быть более эффективной, при решении следующих проблем:

  • внедрение интеграции в образовательные процессы, предполагающей включение не только творческих кафедр: хореографического, театрального, хорового, инструментального, прикладного искусства, но и кафедры: экономики, информатики, истории, литературы и др.;
  • внедрение в учебный процесс новейших технологий;
  • восстановление междисциплинарных связей;
  • поиск синтетических форм в обучении;
  • разработка стратегической программы по подготовке современного, конкурентоспособного специалиста, в сфере народно художественной культуры объединяющей совместные усилия факультетов, кафедр, преподавателей и студентов;
  • выстраивание прочных внешних связей с учреждениями культуры и др.

Реализация вышеобозначенных проблем позволит будущим специалистам народного художественного творчества включаться в различные виды деятельности:

  • культурнотворческую, направленную на изучение, сохранение, восстановление и использование культурных ценностей современного многонационального общества;
  • образовательную, профессионально-ориентированную;
  • исследовательскую, направленную на сбор информации, выявление и анализ актуальных проблем;
  • инновационную, предполагающую освоение и внедрение различных технологий;
  • коммуникативную, состоящую из межличностного и межгруппового общения в сфере народного искусства;
  • этнонаправленную, связанную с развитием толерантности, освоением и сохранением этнокультурных ценностей, воплощенных в художественной форме.

В заключении необходимо отметить, что подготовка специалиста народного художественного творчества предполагает не только наличие профессиональных знаний и умений, но и формирование творчески мыслящего высоконравственного человека с богатым духовным миром, способного возрождать, сохранять, развивать и совершенствовать достижения предшествующих поколений.

  1. Бакланова, т. И. Народное художественное творчество: сб-к программ, ч.1. – м.: мгуки – 2002. – с. 7.
  2. Гост впо в области культуры и искусства. – м.: мин. Образования рф, 2003 г.
  3. Гусев, в. Е. Александр иванович лазарев (23.02.1928 – 24.03.2001) // живая старина. – 2002. – №1. – с. 62.

Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челя-бинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.

Автор: Ершова Т. М. г. Челябинск

Прокомментировать

Рубрика Лазаревские чтения

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *