Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации музыкального воспитания отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Воспитательный процесс является процессом социализации человека. Главными, основными его участниками являются дети, взрослые и воспитательный коллектив, обеспечивающие формирование личности и подготовку детей к жизни. Чтобы возродить песенные традиции поколений надо позаботиться об обучении в этих традициях детей, воспитывая их по специальной методике и обучая сольному, ансамблевому и хоровому народному пению. Отсюда появилась необходимость совершенствования системы музыкального обучения в народном пении, а так же необходимость обмена практическим опытом.
Проблема совершенствования теории и методов обучения всегда актуальна. Она постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей. К этой проблеме относятся и поиски новых путей приобщения детей к музыкальному искусству через пение, которое является самым доступным для всех активным видом музыкальной деятельности.
В ноябре 2009 г. В государственном республиканском центре русского фольклора (грцрф) в г. Москве состоялся семинар – практикум «современные школы народного пения», где были освещены методики обучения народному пению.
Появляются авторские программы музыкального воспитания детей, в которых затрагиваются отдельные вопросы воспитания детей средствами народной песни, например: л. А. Терентьевой «работа с детским фольклорным ансамблем» л. Л. Куприяновой «музыкальный фольклор для младших классов общеобразовательной школы», с. Дубовик «программа работы с фольклорным ансамблем», с. А. Жилинской «скороговорочные игры» и другие.
Кроме того, методики музыкального воспитания детей постоянно обновляются, каждый педагог, занимающейся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс воспитания в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе.
На протяжении тысячелетий игры были незаменимыми и почти единственным средством физической, военной и умственной подготовки детей, средством нравственного и эстетического воспитания. Народ понимал педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранности. Воспитательное значение игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебном процессе, так как дети во время игры приобретают ценные жизненные качества. Нормы и правила музыкального воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Воспитание осуществляется различными средствами, мы же рассмотрим музыкальное воспитание средствами народной игры.
В русском языке понятие «игра», «игрища» существуют очень давно. Диапазон видов народной игры довольно широк: от хороводной или свадебной игры – «играть песню», «играть свадьбу» – до воспроизведения детьми или молодежью, а иногда и взрослыми бытовых сцен, например, охоты, войны, сельскохозяйственных работ. Известны детские игры: в прятки, ловитки, городки, лапту и многие другие.
Актуальность обращения к традиционной народной культуре очевидна, так как веками проверенные средства этнопедагогики, как показывает практика, весьма эффективны в воспитании детей. Игра постоянно сопровождает ребенка на протяжении всего периода детства. Игра не просто развлечение. Ребенок живет в игре. На более ранних ступенях общественного развития в своем большинстве игра является «школой жизни». Педагогическое, дидактическое значение игры довольно велико. Она задает задачи, учит находить на них ответы.
У народной игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности, так как игра никогда не утомляет, естественным образом включает детей в орбиту познавательного, кроме того, игровая ситуация является прекрасным средством моделировать любой изучаемый процесс. Народная игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект и способности, а также служит двигательной разрядкой.
Игра создает на занятиях атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости, это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей. Дети эмоциональны и импульсивны, в игровой деятельности складываются определенные формы общения, поскольку игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы установить и поддерживать общение.
Один из первых теоретиков детской игры к. Гросс сказал: «мы играем не потому, что мы дети, но само детство дано для того, чтобы играли» [6]. В ней ребенок раскрепощается, пропадают зажимы, он с легкостью, с любовью и радостью слушает, действует, творит. К. Гросс выдвинул теорию игры как стимула развития. Игра – это подготовительное упражнение к настоящей жизни. А для ученых этот вид бытового фольклора уже давно является объектом и средством исследования состояния социокультурной реальности.
Место игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учение во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры: социокультурное назначение игры как сильнейшего средства социализации ребенка, включающее в себя социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности; развлекательности (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативности (освоение дидактики общения); компенсаторности (восстановление энергии); самореализации; прогнозирования (предсказательность); моделирования (возможны варианты своего поведения); игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры); функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей) и другие.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и классификация игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные игры.
На сегодняшний день вопрос воспитания детей средствами народной педагогики стоит необычайно остро, поскольку фольклор является ценнейшими дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Специалистами, занимающимися вопросами народной музыкальной педагогики накоплен определенный методический материал и практический опыт, посвященные разработке отдельных вопросов работы с детскими коллективами народного исполнения.
Поэтому, в настоящее время обращение к музыкальному народному творчеству стали предметом особенно пристального внимания преподавателей и руководителей детских коллективов народного исполнительства, поскольку произведения народного творчества всегда были близки природе ребенка.
Неслучайно, мы выбрали одну из форм учебной деятельности – игру. Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, т. К. В ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. Основная примета игровых песен – обязательная соотнесенность их текстов с игровыми, условными действиями исполнителей, т.к. Тексты в отрыве от игры теряли свой смысл. Детских игровых песен очень много, например: «как вася-утеночек по бережку гулял?», «коршун, коршун колесом», «каравай», «казаки-разбойники», «охотники и утки», «селезень», «заинька», «олень», «сидит дрема», «волк и гуси», «кошки-мышки», «золотые ворота», «у медведя во бору», «ах заинька, ах серенький», «выходила коляда», «а мы просо сеяли, сеяли» и др.. Задача педагога правильно применять на практике те или иные игровые формы, ставить задачи и т. Д., поскольку народные игры на занятиях помогают эффективно решать проблемы речевого развития детей, способствует качественному воспитанию вокально-хоровых навыков: интонации, ритма, звукообразования и т. Д., формируют нормальный социальный статус.
Таким образом, игра является той формой организации музыкального воспитания детей, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка. Феномен игры состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она связана со всеми видами их деятельности, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию. «игровые песни объединяют задачи педагогов и детей, связывают их чувства, устремления и настроения, погружают взрослых и детей в особый мир – мир доброй и мудрой народной музыкальной культуры. Эти игры – мостик между сердцами, между учениями и развлечениями, между прошлым и будущим» [4]. Этим и определяется место игры в педагогическом процессе музыкального воспитания детей.
- Аникеева, з. П. Воспитание игрой/ з. П. Аникиева. – м. , 1987.
- Ветлугина, н. А. Музыкально развитие ребенка / н. А. Ветлугина. – м., 1988.
- Выготский, л. С.игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / л. С. Выгодский // вопр. Психологии. – 1966. – №6.
- Жилинская, с. В. Скороговорочные игры» / с. В. Жилинская // изумрудные россыпи. Реперт. –методич. Материалы. – екатеринбург, 2007.
- Жуковская, р. И. Игра и ее педагогическое назначение / р. И. Жуковская – м., 1987.
- Капица, ф. С., колядич, т. М. Русский детский фольклор: учеб. Пособие для студентов вузов / ф.с. капица, т. М. Колядич. – м.,2002.