Жанр «зримая песня» не новый и имеет давнюю историю, но отмечая небывалую популярность «зримой песни» в мире досуга и развлечений, нельзя забывать о том, что этот прием несёт в себе большой эмоционально-эстетический заряд и является мощным средством воспитания и пропаганды гуманистических и патриотических ценностей.
Работа над «зримой песней» связана с развитием зрелищного мышления, она развивает умение синтезировать различные виды искусства -музыку и пластику, сценографию и слово, учит преломлять их через призму актёрского мастерства. Приём «зримой песни» провоцирует поиск новых выразительных средств, способных проникать в тайну неповторимой авторской стилистики, тренирует умение мыслить пластическими образами, ориентироваться в сценическом пространстве, строить выразительные мизансцены и находить зримое выражение музыкально-эмоциональному строю произведения.
Синтез актёрского искусства, музыки и текста в песне нельзя понимать буквально - исключительно в смысле создания песни-сценки, где театральными средствами разыгрывается какой-то сюжет. Это упрощённый подход к проблемам режиссёрского решения песни, хотя полностью он и не исключается.
Всё современное разнообразие «зримых песен» на эстраде и телевидении может быть разделено на три основных типа: инсценированная (или театрализованная) песня, песня-клип и песня-пародия.
В большей степени театрализации (инсценированию) поддаются песни, где в текстовом материале содержится некий сюжет, который позволяет сыграть песню как маленький спектакль. По структурному признаку это могут быть песни трёх видов. К первому виду относятся те, в которых выписан диалог действующих лиц (песня-диалог). Ко второму - исполняющиеся от лица героя (песня-монолог). К третьему - песни, где ярко выражено повествовательное начало и есть сюжет (песня-рассказ).
Подобный репертуар в режиссёрской разработке может органично включать яркое игровое начало. Более того, без него песня многое теряет, так как авторами текста и музыки изначально закладывается своеобразное приглашение к игре.
Клип признан сегодня в качестве самостоятельного жанра, но... чего? Вокального искусства? Музыки? Кинематографа? Музыкального театра? Ответ напрашивается сам собой: клип содержит всего понемногу, а значит, это синтетический жанр.
Песенный клип как аудиовизуальное произведение отличается чрезвычайной жёсткостью формы. Видеоряд в клипе существует только в неразрывном единстве со звучащей песней. Соответственно, длина клипа совпадает со стандартом для песенной композиции.
Другим обязательным моментом оказывается ритмическое соотнесение видеоряда со звучащей композицией. Оно может быть точным, опережающим, запаздывающим, но так или иначе выдерживающим ритм песни.
Необходимо учитывать и то, что в клипе зрелищность преобладает над событийностью. Зритель как бы абстрагируется от действительности и неизбежно синхронизирует свои ассоциации с изобразительным решением песни, что существенно влияет на его оценочную позицию. В клипе значительно возрастает роль авторского начала. Мы можем соглашаться с автором клипа или нет, но всегда чувствуем его позицию.
Для клипа, как и для любого художественного произведения, характерна бесконечная вариативность и уникальность выразительных средств. Переключение из одной пространственно-временной плоскости в другую происходит с помощью композиции. Композиция клипа может быть сюжетной, изобразительно-постановочной, музыкально-шумовой, цветовой и др. Клип может основываться на приёме сюжетного сочетания музыки и изображения.
С точки зрения эстетического восприятия для клипа характерны ассоциативность, способность улавливать и устанавливать связи между несовместимыми на первый взгляд явлениями и образами по принципу сходства или контраста, преодоление фиксированности вещей, открытие их новых функциональных значений. Клип - визуальный коктейль быстро сменяющихся картинок, декоративная, орнаментально-монтажная раскадровка пространства, рассчитанная исключительно на чувственный резонанс в аудитории.
На этой основе вполне возможно появление новых форм художественного творчества.
Клип тесно связан с эстрадными песенными жанрами. Цельной, неделимой величиной в нём является музыкальный ряд, а изобразительный, как правило, характеризуется некоторой фрагментарностью, мозаичностью, коллажностью. Клип - коллажный музыкальный жанр, широко использующий символы, аллегории, аллюзии, ассоциации.
Как новый тип соединения изображения и музыки клип и сегодня находится в стадии становления, эксперимента. Его создатели стремятся активизировать сферу подсознания и в то же время сохранить способность фиксировать все его проявления. В центре внимания художников - их внутреннее состояние, собственные фантазии. Образный строй песенной или музыкальной фонограммы является при этом импульсом к созданию адекватного визуального фона.
Ассоциативность зрительного ряда в клипе сочетается с многозначностью музыкальных образов. Это достигается при помощи трансформаций пространства и времени. Песенный клип собирается при помощи особого способа монтажа - это так называемый «быстрый монтаж», последовательно соединяющий стремительно меняющиеся изображения. В своё время ещё С. Эйзенштейн говорил о так называемом рубленом монтаже (монтаже аттракционов): аттракцион - «всякий агрессивный момент театра, то есть всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определённые эмоциональные потрясения воспринимающего, в свою очередь в совокупности единственно обусловливающие возможность восприятия идейной стороны демонстрируемого - конечного идеологического вывода» [2].
По словам Эйзенштейна, аттракцион базируется исключительно на относительном - на реакции зрителя, и такой подход «коренным образом меняет возможности в принципах конструкции "воздействующего" построения: ... вместо статического "отражения" данного, по теме потребного события и возможности его разрешения единственно через воздействия, логически с таким событием сопряжённые, выдвигается новый приём - свободный монтаж произвольно выбранных, самостоятельных (также и вне данной композиции и сюжетной сценки действующих) воздействий (аттракционов), но с точной установкой на определённый конечный тематический эффект - монтаж аттракционов» [2].
«Эксцентрический театр мыслит сценическое зрелище как процесс обработки аудитории средствами сценического воздействия. Монтаж спектакля есть изобретение и подбор таких положений, которые вызывают максимальный психологический эффект. Такого рода положения именуются аттракционами. Актёры, вещи, звуки - суть не что иное, как элементы, из которых строится аттракцион; режиссёр изобретает аттракционы и согласует их между собой, исходя из заданий спектакля. ...Аттракционы должны строиться по методу гиперболы, фокуса, пародии, заимствованных у цирка и варьете, то есть зрелищ, составленных из отдельных трюков, не имеющих между собой сюжетной связи, чтобы зритель был насторожён, заинтригован и реагировал бы смехом и разрядкой напряжения. Чтоб он ни в коем случае, не принял аттракцион за "иллюзорное положение"» [2]. Итак, «клиповая нарезка» существовала задолго до появления самого жанра.
Основной приём, используемый в клипах для привлечения зрительского внимания, - это быстрое чередование ритмизированных с музыкой изображений, разноцветных блуждающих пятен, создающих гипнотический эффект, «эффект калейдоскопа».
В создании клипа ведущая роль принадлежит его автору - режиссёру. Именно он осуществляет отбор выразительных средств и реализует идею художественного произведения. На практике режиссурой клипа занимаются сами исполнители, продюсеры, клипмейкеры и даже режиссёры «большого» кино.
Сам механизм перевода песенных содержаний в визуальный ряд практически универсален. Здесь начинают действовать законы перевода вообще: прямота и дословность оказываются губительными и в клипах не встречаются почти никогда, а адекватность достигается подыскиванием метафорических рядов по принципу обобщающих смысловых комплексов.
Содержание песни как бы суммируется, сжимается в один, два-три, но не слишком много комплексов значений, которые затем передаются через параллельные тому, о чём поётся, наборы образов или приёмов. При этом наиболее выигрышным, формирующим существенную для восприятия целостность клипа оказывается одно решение.
Для клипового монтажа характерны быстрота (кадры длятся секунды или доли секунд), ритмичность (заданное соотнесение с ритмом звучащей музыки) и резкость (никакие правила классического монтажа, обеспечивающие зрителю единство пространства и времени, - например, «правило 1800», - здесь не соблюдаются).
В любых исследованиях о клипе этот тип монтажа неизбежно возводится к «монтажу аттракционов» Эйзенштейна и вообще к русской школе монтажа, к которой он ближе, чем к какой-либо другой. Действительно, монтаж в клипе максимально «произволен» и повышенно метафоричен. Пестрота и контрастность кадров играют в нём наибольшую роль, также напоминая об эйзенштейновской необходимости «межкадрового конфликта». Мир клипа полностью оказывается во власти режиссёра, предметы лишаются статичности и включаются в разнообразные цепочки сравнений.
Одна из главных причин широкого распространения пародии в том, что зритель всегда с удовольствием встречается с известным популярным исполнителем, пусть даже и в пародии.
Самая важная особенность, которую нужно учитывать в работе над пародией любого вида, а также при выборе её темы, состоит в том, что пародия в обязательном порядке должна быть актуальна, современна, узнаваема. Она имеет успех у зрителей только тогда, когда им хорошо известны, включая частности, пародируемые явление или предмет. Объект пародии должен быть не просто известен, он должен быть знаком большинству зрителей, т. е. обладать настоящей широкой популярностью.
Может показаться парадоксальным, но пародия на того или иного артиста - это своего рода признак их популярности. Неизвестного публике человека или непопулярного артиста не пародируют.
Правда, есть и исключение. Оно связано с появившейся в последнее время так называемой портретной пародией. Такая пародия может быть сделана и на уже «не действующего» артиста, но с одним условием: его выступления часто транслируют по телевидению, и по этой причине он остаётся известным и знакомым зрителю. Так, в последнее время появились подобные пародии на Мэрилин Монро, Фреда Астера, Леонида Утёсова и т. д.
Существуют следующие виды эстрадных песенных пародий:
- на конкретного исполнителя;
- на музыкальное произведение;
- на музыкально-песенное направление или стиль;
- на художественные штампы.
Эстрадная пародия - это всегда театрализованный номер, ибо в нём исполнитель не может не пользоваться всем арсеналом актёрского искусства: действие с учётом предлагаемых обстоятельств, создание характера и характерности в слове, пении и пластике, общение, оценка и т. п.
Г. А. Товстоногов писал, что режиссёр - профессия зависимая, и в первую очередь от автора того произведения, которое берётся в работу. Точно так же, когда режиссёр взял песню в работу, он оказывается в подобной ситуации, но зависимость выражается ещё в большей степени. Ведь песенный номер (клип, инсценировка, пародия) рождается ещё и на основе неповторимой индивидуальности исполнителя. И первая задача режиссёра-постановщика зримой песни - считаться с индивидуальными качествами исполнителей, раскрыть их и через выразительные средства, присущие «зримой песне» и её исполнителям, создать яркий художественный образ.
- Фрумкин, Г. М. Введение в сценарное мастерство / Г. М. Фрумкин. - М., 2005. -С. 92-95.
- Эйзенштейн, С. М. Монтаж / С. М. Эйзенштейн. - М., 2000. - С. 128.
- Юренев, Р. Сергей Эйзенштейн / Р. Юренев // Замыслы. Фильмы. Метод. - Ч. 1. -М., 1985. - С. 103.
- Салутина, Н. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня / Н. Салутина // Неприкосновенный запас. - 2001. - № 6 (20). URL: iek.edu.ru.5. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены / Г. А. Товстоногов. - Л., 1984. - Кн. 1. -С. 79-80.
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челя-бинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор: Шаронина М. Г.
Характеры героев составляет движение жизни, схваченное сюжетом. Островским взаимное сопоставление этих трех персонажей замышлено изначально. Другое дело, — каковы они на сцене, в режиссерских решениях самого духа пьесы.