Исторические аспекты развития народных инструментов в Оренбургской области

Свист же Зефира в пустых
стеблях камышовых впервые.
Дуть научил поселян
в пустые тростинки цевницы.
Тит Лукреций

Формирование музыкального фольклора в Оренбургской губернии относится ко второй половине XVIII - началу XIX столетия. Фольклор данного региона напрямую связан с многонациональным укладом и важную роль в этом сыграло переселение в Оренбуржье людей разных национальностей и вероисповедания.

К середине XIX в. в крае были сформированы три группы народно­стей, представляющих три основные языковые семьи: финскую (уральская языковая семья), тюрскую (алтайская) и славянскую (индоевропейская). Местные краеведы сравнивали многонациональность Оренбуржья со всей Россией. Интернациональное общение повлияло на полиэтничность Орен­буржья и представляет закономерную картину, характерную для многих регионов России, однако, в каждом конкретном случае обладающую своей спецификой.

Местный музыкальный фольклор по этнокультурному признаку крайне разнообразен. Его составляют русская, украинская, татарская, баш­кирская, казахская, мордовская и чувашская музыка, которая получила свое воплощение в вокальных и в инструментальных формах - наигрышах. Украшением плясовых, хороводных, семейно-бытовых песен являются на­родные инструменты.

Какова же история возникновения инструментов?

Народно-инструментальная культура представляет большой интерес для этнографов, фольклористов, музыковедов. На протяжении многих ве­ков накапливались знания в области фольклористики, стало возможным появление науки этноорганологии, изучающей историю возникновения и развития народных инструментов, только несколько десятилетий развива­ется особая научная дисциплина, которая рассматривает проблемы музы­кального инструментализма фольклорной традиции - этноорганофония.

Мир, в котором мы живем, насыщен звуками - от шорохов и скрипов до ударов прибоя и раската грома. Древнейшие обитатели земли слышали примерно то же, что и мы. Можно смело констатировать факт - музыка появилась тогда, когда у человека стало развитым чувство ритма. Природа была для человека первым учителем; принципы, на которых основана кон­струкция народных инструментов заимствована у природы [2, с. 5].

Ученые относят появление первых музыкальных инструментов к эпохе древности (палеолитический уровень). Раньше всех появились удар­ные инструменты. Какой же был первый инструмент? Вопрос спорный. Возможно ладони человека, так как ритмические удары ладони создают своеобразные узорчатые рисунки. Эту «игру» на Дальнем Востоке корен­ные жители называют «итызыдлерд» [2, с. 11]. А может быть первым ин­струментом была палка, которой первобытный человек ударил о дерево выгоняя пчел из дупла? Или когда ударял камень о камень, добывая огонь? Конечно же сравнение в пользу звонкого дерева, которое породило разно­образные шумовые народные инструменты, рожденные повседневной жизнью и тесно связанные с бытом человека (ложки, трещотки, кокошник, рубель и др.).

Мы видим, что народный инструмент - продукт одновременно мате­риальной и духовной культуры народа. Сложность изучения народной ин­струментальной культуры связана с тем, что в традиционной практике многие музыкальные инструменты выполняли ритуально-магические, чуть позже прикладные и только потом музыкально-эстетические функции.

В технологическом контексте народные музыкальные инструменты можно разделить на три группы: идиофоны (самозвучащие шумовые на­родные инструменты), аэрофоны (духовые), хордофоны (струнные).

К идиофонам можно отнести колотушку (в Оренбурге этот инстру­мент называли «кокошником») - самозвучащий ударный инструмент. В XIX в. этот инструмент использовался ночными сторожами при обходе го­родских улиц Оренбурга. С помощью деревянных колотушек сторожа опо­вещали жителей города о пожарах, наводнениях.

С начала XX в. колотушка стала использоваться как пастушеский инструмент в сельской жизни. В с. Дедуровка, с. Кардаилово при выгоне скота можно было услышать звуки, похожие на пулеметную дробь, кото­рую издавал данный народный инструмент. Для этого пастухи расходи­лись и начинали стучать, продвигаясь к месту сбора стада. Особый звуко­вой эффект был в утренние часы при ясной погоде. Сейчас колотушка ис­пользуется как шумовой инструмент при исполнении плясовых народных песен фольклорными ансамблями.

Надо заметить, что предметы быта и труда, имеющие прикладное на­значение в хозяйстве, многообразны: самоварная труба, ложки, рубель, ко­са, сковорода, ухват, пастушья барабанка со временем стали самозвучащи­ми инструментами (идиофонами), обычно сопровождают появление ряже­ных на Святки и Масленицу, создавая невообразимый шум [4, с. 241]. «Ри­туальное значение таких инструментов - отпугнуть нечистую силу», - так считает Любовь Ильинична Дегтярева, руководитель народного фольклор­ного ансамбля украинской песни «Криница» в с. Дедуровка Оренбургского района.
Аэрофоны - это разнообразные духовые инструменты, изготовляе­мые из дерева. Они разделяются на три группы: свистящие, язычковые и амбушюрные (слово «амбушюр» происходит от французского bouche -'рот') [3, с. 8].

Семейство свистящих духовых народных инструментов образуется от свиста струи воздуха при рассечении о тот или иной специальный ост­рый выступ: кугиклы, свистульки, рог, окарины. Можно считать, что к груп­пе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инст­рументы, звук в которых образуется при помощи воздуха. Нужно было обна­ружить способность струй воздуха издавать звуки, а самое главное научится управлять ими. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе издает низкие звуки, а узенький ствол камыша, наоборот, высокие звуки. Так появи­лись разнообразные духовые инструменты. К сожалению, некоторые инст­рументы ушли в небытие в связи с тем, что не было под рукой материала для изготовления. Так переселенцы из Тверской области привезли рог (пастуше­ский инструмент). Рог, по классификации Хорнобостеля-Закса, относится к язычковым аэрофонам, звук в котором возникает от колебания столба возду­ха, в свою очередь приводимого в движение колеблющимся язычком. Ма­териалом для рога служит исключительно ольха. Дудку делают из ольхо­вого отростка-побега, толщиной примерно в палец (12-14 мм). Поскольку в Оренбуржье ольха не растет - инструмент был забыт.

Такие народные инструменты, как кугиклы, дудки, манки сохрани­лись до наших дней. На фестивалях и конкурсах народного творчества можно увидеть эти инструменты и услышать их звучание в исполнении коллективов: фольклорно-этнографического ансамбля «Сударушка» Каменогорский СДК Северного района (руководитель Мария Санкова), народ­ного фольклорного ансамбля «Добро» Красногвардейского района (руко­водитель Любовь Чурсина), народного фольклорно-этнографического ан­самбля «Перегода» г. Оренбурга (руководитель Марина Гладышева), на­родного фольклорного ансамбля «Степнянка» Бриенского СДК Кваркенского района (руководитель Ирина Файзлиахметова), народного ансамбля «Игрицы» Оренбургского областного колледжа культуры и искусств (ху­дожественный руководитель Наталья Антыкова).

Личные наблюдения и опыт подсказали, что сохранение народных инструментов напрямую связано с уровнем сложности их изготовления. Чем проще технология, тем прочнее инструмент в жизни конкретного со­циума. Можно констатировать тот факт, что перечисленные инструменты, такие как кугиклы, дудки, манки не сложны в изготовлении. Например, на­звание «кугиклы» произошло от травы куга, которая растет в Курской об­ласти. Переселенцы стали делать этот инструмент из камыша, растущего в Оренбуржье. Комплект кугикл состоит обычно из 3-5 трубок одинакового диаметра, но различной длины (от 10 до 16 см). Чем длиннее трубка, тем ниже звук. Верхние концы, в которые дуют, открыты и располагаются на одной линии; нижние - закрыты камушком, расплавленным воском или за­сыпаны песком. Так как звукоряд кугикл маленький, то недостающие зву­ки певицы выкрикивают голосом. Кугиклы - чисто женский инструмент, свидетельств об игре мужчин на этом инструменте нет.

Повсеместное распространение имеет дудка. Существует много раз­новидностей этого инструмента. Переселенцы из Курской области назы­вают этот инструмент дудки-пыжатки (от слова «пыж», так называется од­на из деталей дудки). Традиционно пыжатки изготавливаются из клена, хо­тя можно сделать дудку из другого дерева, например из бузины. Дудка - открытая с обеих сторон трубка из выдолбленного дерева около 40 см дли­ны. Имеет 5-6 пальцевых отверстий, позволяющих извлекать из нее не­сколько звуков. На дудке легко образуется передувание - это особый при­ем игры на духовых инструментах, позволяющий извлекать звуки октавой выше основного звукоряда. На этом инструменте можно исполнять как быстрые плясовые песни, так и медленные лирические, как мажорные, так и минорные.

Охотничьи манки археологи относят к древнейшим звуковым оруди­ям. Их обнаружили при раскопках неолитических стоянок (II тыс. до н. э.) [4, с. 243]. Это различной формы бронзовые бубенцы, костяные флейты, глиняные погремушки и барабаны. Манки - основной охотничий инстру­мент, первейшая функция состоит в имитации голоса птицы или зверя с целью их приманки и ловли. Этот инструмент получил такое же распро­странение, как и дудки, потому что можно его изготовить из подручного материала. К примеру, манки на рябчика делали из елового сучка, куриной косточки, имитирующих его свист. Вой волка изображали при помощи стеклянного колпака от керосиновой лампочки [4, с. 243].

Можно сделать вывод, что охотничьи и пастушеские инструменты полифункциональны, так как они, с одной стороны, служат сугубо практи­ческой цели (пастьба скота, охота), с другой - часто сопровождают сва­дебные и календарные обряды, наигрыши на них звучат непременно на гу­ляньях.

Из язычковых инструментов наибольшее распространение получила жалейка. Название произошло от корня слова «жалеть», «жалость». Звук инструмента резкий, но жалостливый в результате вибрации. Этот общесла­вянский музыкальный инструмент был распространен у восточных славян, которые считали жалейку игрушкой для детей. Переселенцы из Тверской об­ласти называют этот инструмент бирюльками, а в Ярославской области дуд­ками-свинками. Именно на жалейке происходило первое приобщение ребен­ка к духовому инструменту. Мальчики делали простейшие жалейки из оду­ванчиков, бузины, ольхи. Жалейка - инструмент в первую очередь соль­ный, на нем исполняются мелодии песен и пастушьи наигрыши.

Вторую жизнь этому инструменту дал мастер-умелец Иванов Вале­рий Дмитриевич - преподаватель Оренбургского областного колледжа культуры и искусств, музыкальный руководитель народного ансамбля «Игрицы». Студенты народно-хорового отделения овладели техникой иг­ры на этом инструменте.

В небытие ушел язычковый инструмент волынка. В Оренбургской гу­бернии этот инструмент появился в с. Нижнее-Озёрное в период земельной реформы в XIX в.; это связано с переселением украинского народа. Украин­цы называли волынку дудой. Русская волынка отличается от украинской тем, что ее мех сделан не из цельной козьей кожи, а из бычьего пузыря.

Хордофоны - древнейшие смычковые инструменты: гудок, гусли, цимбалы, бандура. Ни один из перечисленных инструментов не дожил до наших дней, они стали музейными экспонатами. Сейчас большую работу проводят участники Оренбургской областной украинской культурно-просветительской общественной организации им. Т. Г. Шевченко, кото­рые привезли из Украины многострунный щипковый инструмент - банду­ру. Звучание этого инструмента можно услышать в культурном комплексе «Национальная деревня» в музее Украинского подворья.

Наиболее распространены в наши дни щипковые инструменты - ба­лалайка и домра. Эти инструменты звучат на областных фестивалях на­родного творчества «Обильный край благословенный», областном празд­нике русского фольклора «Зеленые святки», межрегиональных смотрах-конкурсах «Русская песня», которые ежегодно проводятся в г. Оренбурге.

Безусловно, одной из яркой страниц фольклорного инструментализ­ма нашего региона является сохранившаяся до наших дней традиция игры на саратовской гармонике, которая появилась в конце XIX в. благодаря пересе­ленцам из Саратовской губернии. Из всех видов бытовавших однорядных гармоник именно саратовская оказалась наиболее жизнеспособной. Одна из причин популярности этого инструмента - удачно найденный тембр, яркий звук со звоном колокольчика. Этот инструмент получил большое распро­странение в Оренбургской области. Семья Кутыревых из с. Григорьевка сла­вилась своими песнями еще в 60-е гг. XX в. Ее глава - Иван Александрович хорошо знал и прекрасно пел. Знал не только весь традиционный казачий репертуар, но и виртуозно играл на гармошках разных видов, в том числе на саратовской, исполняя наигрыши «Полька-бабочка», «Краковяк».

В с. Угольном и с. Григорьевке на свадебных вечорках, на осенних «посиденках» молодежь устраивала танцы под гармошку и балалайку. Обычно первой танцевали польку, потом краковяк, а в «расхожу» - пели частушки. В с. Никольском старшее поколение сохранило в памяти редкие хороводные песни: в старину на Покров водили танок, в котором вставали рядами и медленно шли вдоль улицы, держась за платочки, у дворов оста­навливались и плясали под гармошку и балалайку. В качестве аккомпане­мента к любым песням били ножом в заслонку [5, с. 14-17].

Гордостью Оренбургской области является музей гармошки в с. Кармальском, десять историко-этнографических музеев в культурном комплексе «Национальная деревня» в г. Оренбурге, где можно увидеть русские, татарские, казахские, украинские, башкирские, мордовские, ар­мянские, немецкие, чувашские, белорусские народные инструменты.

Фольклор - это богатое наследие песен, танцев, игры на народных инструментах.
Многолетняя практика и наблюдения за развитием историко-этнографического движения указывает на то, что есть необходимость пе­ресмотреть методику работы по изучению, сбору и совершенствованию народных музыкальных инструментов. Проблема сохранения народного инструментария должна занять достойное место не только в научной ис­следовательской работе, но в первую очередь в организации создания по образцам исконно русских народных инструментов.

Сохранение фольклорно-инструментальной традиции может решать­ся в разных аспектах. Один из них - вопрос подготовки специалистов в об­ласти фольклорного инструментария. Актуален вопрос ведения предмета «Музыкальные инструменты фольклорной традиции» для студентов отде­лений народного хорового пения, этнохудожественного, оркестрового в колледжах культуры и искусства. Основной целью данного предмета должно стать воспитание квалифицированного специалиста, владеющего теоретическими знаниями о фольклорном инструментарии, необходимыми навыками практической игры и применением народных инструментов в современной концертно-исполнительной деятельности.

Важно сохранить наследие нашего народа и передать будущим поко­лениям уникальную культуру Оренбуржья и других регионов России.

  1. Бойко, Ю. Ц. Народный инструментарий и особенности народного инстру­ментального исполнительства / Ю. Ц. Бойко. - М., 1986.
  2. Васильев, Ю. Рассказы о русских народных инструментах / Ю. Васильев. -М., 1976.
  3. Газарян, С. В мире музыкальных инструментов / С. Газарян - М., 1989.
  4. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. - М., 2005.
  5. Савельева, Н. За Уралом, братцы за рекой... Народные песни и наигрыши оренбургских казаков / Н. Савельева. - Оренбург, 2009.

Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.

Автор: Антыкова Н. И

Прокомментировать

Рубрика Лазаревские чтения

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.