Свист же Зефира в пустых
стеблях камышовых впервые.
Дуть научил поселян
в пустые тростинки цевницы.
Тит Лукреций
Формирование музыкального фольклора в Оренбургской губернии относится ко второй половине XVIII - началу XIX столетия. Фольклор данного региона напрямую связан с многонациональным укладом и важную роль в этом сыграло переселение в Оренбуржье людей разных национальностей и вероисповедания.
К середине XIX в. в крае были сформированы три группы народностей, представляющих три основные языковые семьи: финскую (уральская языковая семья), тюрскую (алтайская) и славянскую (индоевропейская). Местные краеведы сравнивали многонациональность Оренбуржья со всей Россией. Интернациональное общение повлияло на полиэтничность Оренбуржья и представляет закономерную картину, характерную для многих регионов России, однако, в каждом конкретном случае обладающую своей спецификой.
Местный музыкальный фольклор по этнокультурному признаку крайне разнообразен. Его составляют русская, украинская, татарская, башкирская, казахская, мордовская и чувашская музыка, которая получила свое воплощение в вокальных и в инструментальных формах - наигрышах. Украшением плясовых, хороводных, семейно-бытовых песен являются народные инструменты.
Какова же история возникновения инструментов?
Народно-инструментальная культура представляет большой интерес для этнографов, фольклористов, музыковедов. На протяжении многих веков накапливались знания в области фольклористики, стало возможным появление науки этноорганологии, изучающей историю возникновения и развития народных инструментов, только несколько десятилетий развивается особая научная дисциплина, которая рассматривает проблемы музыкального инструментализма фольклорной традиции - этноорганофония.
Мир, в котором мы живем, насыщен звуками - от шорохов и скрипов до ударов прибоя и раската грома. Древнейшие обитатели земли слышали примерно то же, что и мы. Можно смело констатировать факт - музыка появилась тогда, когда у человека стало развитым чувство ритма. Природа была для человека первым учителем; принципы, на которых основана конструкция народных инструментов заимствована у природы [2, с. 5].
Ученые относят появление первых музыкальных инструментов к эпохе древности (палеолитический уровень). Раньше всех появились ударные инструменты. Какой же был первый инструмент? Вопрос спорный. Возможно ладони человека, так как ритмические удары ладони создают своеобразные узорчатые рисунки. Эту «игру» на Дальнем Востоке коренные жители называют «итызыдлерд» [2, с. 11]. А может быть первым инструментом была палка, которой первобытный человек ударил о дерево выгоняя пчел из дупла? Или когда ударял камень о камень, добывая огонь? Конечно же сравнение в пользу звонкого дерева, которое породило разнообразные шумовые народные инструменты, рожденные повседневной жизнью и тесно связанные с бытом человека (ложки, трещотки, кокошник, рубель и др.).
Мы видим, что народный инструмент - продукт одновременно материальной и духовной культуры народа. Сложность изучения народной инструментальной культуры связана с тем, что в традиционной практике многие музыкальные инструменты выполняли ритуально-магические, чуть позже прикладные и только потом музыкально-эстетические функции.
В технологическом контексте народные музыкальные инструменты можно разделить на три группы: идиофоны (самозвучащие шумовые народные инструменты), аэрофоны (духовые), хордофоны (струнные).
К идиофонам можно отнести колотушку (в Оренбурге этот инструмент называли «кокошником») - самозвучащий ударный инструмент. В XIX в. этот инструмент использовался ночными сторожами при обходе городских улиц Оренбурга. С помощью деревянных колотушек сторожа оповещали жителей города о пожарах, наводнениях.
С начала XX в. колотушка стала использоваться как пастушеский инструмент в сельской жизни. В с. Дедуровка, с. Кардаилово при выгоне скота можно было услышать звуки, похожие на пулеметную дробь, которую издавал данный народный инструмент. Для этого пастухи расходились и начинали стучать, продвигаясь к месту сбора стада. Особый звуковой эффект был в утренние часы при ясной погоде. Сейчас колотушка используется как шумовой инструмент при исполнении плясовых народных песен фольклорными ансамблями.
Надо заметить, что предметы быта и труда, имеющие прикладное назначение в хозяйстве, многообразны: самоварная труба, ложки, рубель, коса, сковорода, ухват, пастушья барабанка со временем стали самозвучащими инструментами (идиофонами), обычно сопровождают появление ряженых на Святки и Масленицу, создавая невообразимый шум [4, с. 241]. «Ритуальное значение таких инструментов - отпугнуть нечистую силу», - так считает Любовь Ильинична Дегтярева, руководитель народного фольклорного ансамбля украинской песни «Криница» в с. Дедуровка Оренбургского района.
Аэрофоны - это разнообразные духовые инструменты, изготовляемые из дерева. Они разделяются на три группы: свистящие, язычковые и амбушюрные (слово «амбушюр» происходит от французского bouche -'рот') [3, с. 8].
Семейство свистящих духовых народных инструментов образуется от свиста струи воздуха при рассечении о тот или иной специальный острый выступ: кугиклы, свистульки, рог, окарины. Можно считать, что к группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Нужно было обнаружить способность струй воздуха издавать звуки, а самое главное научится управлять ими. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе издает низкие звуки, а узенький ствол камыша, наоборот, высокие звуки. Так появились разнообразные духовые инструменты. К сожалению, некоторые инструменты ушли в небытие в связи с тем, что не было под рукой материала для изготовления. Так переселенцы из Тверской области привезли рог (пастушеский инструмент). Рог, по классификации Хорнобостеля-Закса, относится к язычковым аэрофонам, звук в котором возникает от колебания столба воздуха, в свою очередь приводимого в движение колеблющимся язычком. Материалом для рога служит исключительно ольха. Дудку делают из ольхового отростка-побега, толщиной примерно в палец (12-14 мм). Поскольку в Оренбуржье ольха не растет - инструмент был забыт.
Такие народные инструменты, как кугиклы, дудки, манки сохранились до наших дней. На фестивалях и конкурсах народного творчества можно увидеть эти инструменты и услышать их звучание в исполнении коллективов: фольклорно-этнографического ансамбля «Сударушка» Каменогорский СДК Северного района (руководитель Мария Санкова), народного фольклорного ансамбля «Добро» Красногвардейского района (руководитель Любовь Чурсина), народного фольклорно-этнографического ансамбля «Перегода» г. Оренбурга (руководитель Марина Гладышева), народного фольклорного ансамбля «Степнянка» Бриенского СДК Кваркенского района (руководитель Ирина Файзлиахметова), народного ансамбля «Игрицы» Оренбургского областного колледжа культуры и искусств (художественный руководитель Наталья Антыкова).
Личные наблюдения и опыт подсказали, что сохранение народных инструментов напрямую связано с уровнем сложности их изготовления. Чем проще технология, тем прочнее инструмент в жизни конкретного социума. Можно констатировать тот факт, что перечисленные инструменты, такие как кугиклы, дудки, манки не сложны в изготовлении. Например, название «кугиклы» произошло от травы куга, которая растет в Курской области. Переселенцы стали делать этот инструмент из камыша, растущего в Оренбуржье. Комплект кугикл состоит обычно из 3-5 трубок одинакового диаметра, но различной длины (от 10 до 16 см). Чем длиннее трубка, тем ниже звук. Верхние концы, в которые дуют, открыты и располагаются на одной линии; нижние - закрыты камушком, расплавленным воском или засыпаны песком. Так как звукоряд кугикл маленький, то недостающие звуки певицы выкрикивают голосом. Кугиклы - чисто женский инструмент, свидетельств об игре мужчин на этом инструменте нет.
Повсеместное распространение имеет дудка. Существует много разновидностей этого инструмента. Переселенцы из Курской области называют этот инструмент дудки-пыжатки (от слова «пыж», так называется одна из деталей дудки). Традиционно пыжатки изготавливаются из клена, хотя можно сделать дудку из другого дерева, например из бузины. Дудка - открытая с обеих сторон трубка из выдолбленного дерева около 40 см длины. Имеет 5-6 пальцевых отверстий, позволяющих извлекать из нее несколько звуков. На дудке легко образуется передувание - это особый прием игры на духовых инструментах, позволяющий извлекать звуки октавой выше основного звукоряда. На этом инструменте можно исполнять как быстрые плясовые песни, так и медленные лирические, как мажорные, так и минорные.
Охотничьи манки археологи относят к древнейшим звуковым орудиям. Их обнаружили при раскопках неолитических стоянок (II тыс. до н. э.) [4, с. 243]. Это различной формы бронзовые бубенцы, костяные флейты, глиняные погремушки и барабаны. Манки - основной охотничий инструмент, первейшая функция состоит в имитации голоса птицы или зверя с целью их приманки и ловли. Этот инструмент получил такое же распространение, как и дудки, потому что можно его изготовить из подручного материала. К примеру, манки на рябчика делали из елового сучка, куриной косточки, имитирующих его свист. Вой волка изображали при помощи стеклянного колпака от керосиновой лампочки [4, с. 243].
Можно сделать вывод, что охотничьи и пастушеские инструменты полифункциональны, так как они, с одной стороны, служат сугубо практической цели (пастьба скота, охота), с другой - часто сопровождают свадебные и календарные обряды, наигрыши на них звучат непременно на гуляньях.
Из язычковых инструментов наибольшее распространение получила жалейка. Название произошло от корня слова «жалеть», «жалость». Звук инструмента резкий, но жалостливый в результате вибрации. Этот общеславянский музыкальный инструмент был распространен у восточных славян, которые считали жалейку игрушкой для детей. Переселенцы из Тверской области называют этот инструмент бирюльками, а в Ярославской области дудками-свинками. Именно на жалейке происходило первое приобщение ребенка к духовому инструменту. Мальчики делали простейшие жалейки из одуванчиков, бузины, ольхи. Жалейка - инструмент в первую очередь сольный, на нем исполняются мелодии песен и пастушьи наигрыши.
Вторую жизнь этому инструменту дал мастер-умелец Иванов Валерий Дмитриевич - преподаватель Оренбургского областного колледжа культуры и искусств, музыкальный руководитель народного ансамбля «Игрицы». Студенты народно-хорового отделения овладели техникой игры на этом инструменте.
В небытие ушел язычковый инструмент волынка. В Оренбургской губернии этот инструмент появился в с. Нижнее-Озёрное в период земельной реформы в XIX в.; это связано с переселением украинского народа. Украинцы называли волынку дудой. Русская волынка отличается от украинской тем, что ее мех сделан не из цельной козьей кожи, а из бычьего пузыря.
Хордофоны - древнейшие смычковые инструменты: гудок, гусли, цимбалы, бандура. Ни один из перечисленных инструментов не дожил до наших дней, они стали музейными экспонатами. Сейчас большую работу проводят участники Оренбургской областной украинской культурно-просветительской общественной организации им. Т. Г. Шевченко, которые привезли из Украины многострунный щипковый инструмент - бандуру. Звучание этого инструмента можно услышать в культурном комплексе «Национальная деревня» в музее Украинского подворья.
Наиболее распространены в наши дни щипковые инструменты - балалайка и домра. Эти инструменты звучат на областных фестивалях народного творчества «Обильный край благословенный», областном празднике русского фольклора «Зеленые святки», межрегиональных смотрах-конкурсах «Русская песня», которые ежегодно проводятся в г. Оренбурге.
Безусловно, одной из яркой страниц фольклорного инструментализма нашего региона является сохранившаяся до наших дней традиция игры на саратовской гармонике, которая появилась в конце XIX в. благодаря переселенцам из Саратовской губернии. Из всех видов бытовавших однорядных гармоник именно саратовская оказалась наиболее жизнеспособной. Одна из причин популярности этого инструмента - удачно найденный тембр, яркий звук со звоном колокольчика. Этот инструмент получил большое распространение в Оренбургской области. Семья Кутыревых из с. Григорьевка славилась своими песнями еще в 60-е гг. XX в. Ее глава - Иван Александрович хорошо знал и прекрасно пел. Знал не только весь традиционный казачий репертуар, но и виртуозно играл на гармошках разных видов, в том числе на саратовской, исполняя наигрыши «Полька-бабочка», «Краковяк».
В с. Угольном и с. Григорьевке на свадебных вечорках, на осенних «посиденках» молодежь устраивала танцы под гармошку и балалайку. Обычно первой танцевали польку, потом краковяк, а в «расхожу» - пели частушки. В с. Никольском старшее поколение сохранило в памяти редкие хороводные песни: в старину на Покров водили танок, в котором вставали рядами и медленно шли вдоль улицы, держась за платочки, у дворов останавливались и плясали под гармошку и балалайку. В качестве аккомпанемента к любым песням били ножом в заслонку [5, с. 14-17].
Гордостью Оренбургской области является музей гармошки в с. Кармальском, десять историко-этнографических музеев в культурном комплексе «Национальная деревня» в г. Оренбурге, где можно увидеть русские, татарские, казахские, украинские, башкирские, мордовские, армянские, немецкие, чувашские, белорусские народные инструменты.
Фольклор - это богатое наследие песен, танцев, игры на народных инструментах.
Многолетняя практика и наблюдения за развитием историко-этнографического движения указывает на то, что есть необходимость пересмотреть методику работы по изучению, сбору и совершенствованию народных музыкальных инструментов. Проблема сохранения народного инструментария должна занять достойное место не только в научной исследовательской работе, но в первую очередь в организации создания по образцам исконно русских народных инструментов.
Сохранение фольклорно-инструментальной традиции может решаться в разных аспектах. Один из них - вопрос подготовки специалистов в области фольклорного инструментария. Актуален вопрос ведения предмета «Музыкальные инструменты фольклорной традиции» для студентов отделений народного хорового пения, этнохудожественного, оркестрового в колледжах культуры и искусства. Основной целью данного предмета должно стать воспитание квалифицированного специалиста, владеющего теоретическими знаниями о фольклорном инструментарии, необходимыми навыками практической игры и применением народных инструментов в современной концертно-исполнительной деятельности.
Важно сохранить наследие нашего народа и передать будущим поколениям уникальную культуру Оренбуржья и других регионов России.
- Бойко, Ю. Ц. Народный инструментарий и особенности народного инструментального исполнительства / Ю. Ц. Бойко. - М., 1986.
- Васильев, Ю. Рассказы о русских народных инструментах / Ю. Васильев. -М., 1976.
- Газарян, С. В мире музыкальных инструментов / С. Газарян - М., 1989.
- Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. - М., 2005.
- Савельева, Н. За Уралом, братцы за рекой... Народные песни и наигрыши оренбургских казаков / Н. Савельева. - Оренбург, 2009.
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор: Антыкова Н. И