Культура Южного Урала: Типичное и специфичное

Региональная культура является особой формой самосознания региона, локализуя, концентрируя и выпукло репрезентируя его самобытность и уникальную специфику.

Региональная культура есть проявление типичного, как проявление общенациональной культуры и одновременно специфичного как самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями развития и логикой исторического существования.

Применительно к проблемам исследования региональных культур России каждая из них является одной из форм существования российской культуры. Структурные элементы региональной культуры соотносятся (чаще всего иерархически) с соответствующими элементами культуры общенародной как общее с особенным, хотя возможны и ситуации, когда специфическое в культуре региона не имеет аналогичных образований в культуре страны в целом и представлено только на региональном уровне. В этом плане можно говорить о количественных, качественно-количественных и качественных отличиях культуры региона от культуры общества [4, c. 3].

Таким образом, национальная культура – более крупная дефиниция, включающая в себя региональные и этнические культуры. Региональная культура является адаптивным механизмом, обеспечивающим непротиворечивость общенационального и этничного.

В структурном отношении региональная культура сложна и многоосновна. В качестве оснований в ней могут быть выделены: уровни родовой структуры (материальная, духовная, художественная; народная и профессиональная культура; традиционная и инновационная и др.), субкультуры по различным критериям (сословным, профессиональным, этническим, национальным, религиозным и др.); сферы утилитарно-практической деятельности;  совокупность институциональных и неинституциональных форм создания, хранения и распространения культурных ценностей (к первым относятся институты, предназначенные для осуществления духовного производства, духовного потребления, а так же  осуществляющие управление культурным процессом; ко вторым – бытовая поведенческая культура жителей региона [3, c. 13]); уровни потребления культурного сервиса и восприятия искусства и др.

В функциональном отношении региональная культура призвана кодировать, хранить и транслировать локальный человеческий опыт во всех сферах деятельности населения регионального сообщества, обеспечивать воспроизводство культурной жизни региона, непрерывность регионального культурного процесса, а так же полноту индивидуального опыта. Региональная культура полифункциональна: перечень функций содержит преобразовательную, компенсаторно-гедонистическую, проектно-прогнозную, игровую, оценочную, адаптационную, социализирующую, воспитательную, информационно-коммуникативную, художественно-эстетическую, человекотворческую, регулятивную, аксиологическую, символическую и др. Фактически, региональная культура реализует для локальной территории те же функции, что и общенациональная для всей страны [2, c. 47].

Таким образом, и по структуре, и по функциям региональная культура обладает чертами типичного, а вот их сочетание, особая комбинаторика есть проявление специфичного.

Мы определяем региональную культуру как продукт специфического социокультурного процесса на определенной территории.  Это системное, полисферное и многоуровневое образование, имеющее тесные генетические связи национальной культурой, несущее в себе как ее общие черты  и закономерности развития (открытость и динамически развивающуюся целостность), так и собственные уникальные особенности. Региональная культура характеризуется устойчивой межпоколенной совокупностью людей, обладающих стабильными особенностями культурных черт и осознанием своего отличия от всех других подобных образований.

Став воплощением категорий «специфичного» региональные культуры тем не менее сохраняют в себе «типичное», фиксирующее принадлежность к российской культуре.

Проявлением типичного в региональной культуре Южного Урала могут быть следующие характеристики: особые геоклиматические условия, в основном неблагоприятные для жизнедеятельности; многоэтнические и конфессиональные основы; межцивилизационность и, отсюда, необходимость согласовывать культурные образцы, ценности, формировать скрепы общенационального порядка;  взаимодействие традиционных культур с земледельческими и номадическими культурами;  многообразие культурной комбинаторики и т.д.

Механизмы развития культуры народов России приобретают синергетический характер, обретая роль аттрактора. Это общая историческая судьба, наличие общесоциальной надэтнической идентичности, определенная отграниченность народов от внешнего мира, что позволяло воспроизводиться, соотносясь с собой как определенное целое и т.д.

Типичное в региональных культурах как проявление общероссийского определяется едиными конституционными и законодательными основами, регламентирующими социокультурные процессы, государственным языком, определенным единством образовательной системы, задаваемой государственными стандартами общего и профессионального образования. Общими являются архетипы, заложенные в российский менталитет и определяющие специфику национального характера. Как общероссийский компонент, входят в любую региональную культуру технологии материальной культуры; умонастроения, социальные ожидания, политические предпочтения духовной культуры; стилистические принципы художественной культуры и т. д.

Эволюция локальных вариантов общероссийской культуры такова, что если несколько десятилетий назад на фоне преобладания традиционной культуры они были относительно гомогенными, то современные региональные культуры эклектичны – они представляют собой сложную мозаичную картину соседствующих, но не всегда взаимодействующих субкультур. Однако в большинстве российских регионов складывается особый, комплементарный тип культуры, который позволяет каждой субкультуре, как неотъемлемой части целого, развиваться самостоятельно. В этом случае региональная культура выступает консолидирующим фактором для регионального сообщества [1, c. 294].

Проблема взаимодействия типичного и специфичного, универсального  и локального в региональной культуре является ее закономерностью, что подтверждается историей развития человечества, демонстрирующей доминирование в разные периоды тенденций универсализма или партикуляризма.

В современных исследованиях отмечается диалектическое единство этих двух процессов, являющихся следствием усиления поисков «самобытности» и «непохожести» народов и государств: глобальной интеграции и фрагментации. Не случайно в последнее время получил широкое распространение термин глокализация как неологизм, объединяющий содержание понятий «глобализация» и «локализация».

Сегодня в любой культуре обнаруживаются обе позиции. Мировая динамика накладывает серьезный отпечаток на культурную самобытность локальных сообществ, не при этом не устраняет и не разрушает ее. Каждая страна и каждый регион внутри ее вырабатывают свои способы вхождения в эти динамические процессы при сохранении как общетипичного, так и специфически локального культурного своеобразия.

Таким образом, современные региональные культуры развиваются в диалектике типичного и специфичного, универсального и локального, что способствует осмыслению особенного в культуре или ее своеобразия и подчеркивает е связь и взаимозаменяемость с общероссийской культурой.

Специфичное региональной культуры Южного Урала проявляется в его хронотопе. Хронотоп жителей Южного Урала нужно рассматривать через мифологическую, номадическую составляющие и как пространство «машинной рациональности». Для мифологической составляющей уральцев характерно циклическое восприятие движения, отношение ко времени как вечному возвращению, а к пространству – как к состоящему из концентрических кругов с сакральным центром – Горой. Номадическое восприятие пространства-времени – это некоторые неизжитые и вновь приобретенные элементы кочевого социального уклада, наложившие отпечаток на ход региональной истории. И, наконец,  Южный Урал - это пространство–время «машинной рациональности». Уважение к научной картине мира, вера в возможности технического разума, как и раньше, находят здесь благодатную почву.

  1. Аванесова, Г. А. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика / Г. А. Аванесова, О. Н. Астафьева. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С. 294.
  2. Мурзина, И. Я. Указ. соч. – С. 47.
  3. Спиридонова, А. В. Региональная культура: диалектика локального и универсального (на материале Восточного Забайкалья)// А. В. Спиридонова: автореф....к-та культурологии. – Чита, 2007. – С. 13.
  4. Цукерман, В. С. Уровни функционирования и взаимодействия региональной культуры и культуры России / В. С. Цукерман // Социально-культурное пространство региона: мат. науч.-практ. конф. – Тюмень: Вектор Бук, 2004. – С. 3.

Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционнойкультуры»: константы самосознания: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; под ред. проф. Е. И. Головановой. – Челябинск, 2011. – кол-во с.

Автор: Г. М. Казакова,  г. Челябинск

Прокомментировать

Рубрика Лазаревские чтения

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.