Баку — столица исламской культуры

30 ноября 2007 года на пятой конференции «Организации Исламской Конференции» (ОИК) город Баку был объявлен столицей исламской культуры в 2009 году, и это не случайно.

По своим историческим памятникам Баку занимает важное место не только среди азербайд­жанских городов, но и среди городов всего Востока.

Внешний облик города Баку до сих пор характеризуется грандиозными оборонительными сооружениями. Известно, что одним из важнейших условий существования и развития городов средневекового Азербайджана было разрешение вопросов, связанных с обеспечением их безопас­ности.

Однако древности города Баку не ограничивались только оборонительными сооружениями. Археологические раскопки на территории крепостной части города, связанные с изучением исто­рии возникновения и развития города, выявили развалины многочисленных зданий различного назначения.

Археологические источники и письменные свидетельства позволяют говорить о том, что большие города располагались, как правило, в развитых экономически и густо населенных райо­нах страны, на магистральных торговых путях, в стратегически важных местностях. Формирова­ние их как центров ремесла и торговли началось в IX-X веках и особенно бурно развивалось на протяжении следующих двух столетий. Археологические материалы дают основание утверждать, что во времена развитого средневековья многие большие города были заселены значительно плот­нее, и их размеры намного превышали размеры поселений предшествующего периода.

Баку сыграл значительную роль в развитии исламской культуры не только на Кавказе, но и на всем Переднем Востоке. Известно, что город и городская жизнь сыграли важную роль в раз­витии исламской культуры и искусства на Востоке. Соответствующая эпохе культура меняла ар­хитектурный облик городов.

Исламская религия сыграла значительную роль в развитии культуры многих народов. Воз­никли новые нормы художественной выразительности, которые особенно прослеживаются в ар­хитектуре средневекового Баку.

Распространение ислама привело к строительству мечетей, минаретов, медресе, появлению надписей на сооружениях, керамике, ставших одним из наиболее эффективных средств декора, которые в огромном количестве обнаружены в Баку во время археологических раскопок. Баку, как один из городов исламской культуры выделялся численностью населения, монументальными обо­ронительными сооружениями, культовыми центрами и типами жилых домов.

Изучение центральной части древнего Баку - цитадели «Ичери-шехер» особенный размах приобрело в 1970-х годах. Раскопки дали убедительные материалы для выявления на территории «Ичер-шехер» мощных средневековых напластований: на вершине холма они достигают толщины 5-6 м.

Археологические раскопки в старой части города свидетельствуют о возникновении посе­ления в бронзовом веке. Однако первые письменные сведения о Баку, как о городе, относятся к X-XI векам. Большое количество монетных кладов свидетельствуют об интенсивности городской жизни и торговых отношений. Самая ранняя арабская монета обнаружена в Бакинской крепости около башни и относится к VIII в. - это медная монета Аббасидов. Город Баку был не только удоб­ным портом, экономическим центром (производство нефти), торговым пунктом, но и исламским религиозным центром. Несмотря на сильные перестройки в XIX - XX веках, на данный момент в исторической части города - Ичери-шехере (площадь 22 га) сохранилось около 600 исторических памятников, из которых 14 мечетей XI-XVI веков, оборонительные стены XII века, 2 молла-хана, 1 мектеб, комнаты дервишей (текке), 5 бань, подземные ходы, подземный водопровод (кягриз), 4 караван-сарая, несколько жилых домов. Здесь же находится дворец Ширваншаха с дворцовой мечетью и мавзолеем (XV-XVI века). В окрестностях Баку находится группа мемориальных па­мятников (мусульманские кладбища, мавзолеи) и замки XIII-XIV веков.

В XII и XV веках Баку был временной столицей государства Ширваншахов (861-1538 годы), а в XIV-XVI веках - одним из наиболее крупных на Востоке суфийских центров. Это наложило свой отпечаток на особенности планировки города и формирование его художественного облика. Возросшее значение Баку, ставшего резиденцией Ширваншахов, вызвало создание ансамбля двор­цовых сооружений, по тому времени весьма крупного.
В XII веке резиденция Ширваншахов Кесранидов переносится из Шемахи в Баку. В этот кратковременный период были построены крепостные стены Баку, возникновение которых, воз­можно, относится к более раннему периоду. В обвале одной из более поздних крепостных башен была обнаружена каменная плита с частью начертанной куфи арабоязычной надписью с именем и пышной титулатурой ширваншаха Манучехра II, который «повелел строить крепость города». Возможно, эти стены впоследствии стали частью внутреннего пояса более поздних городских укреплений, сохранившихся до наших дней.

Архитектурный облик Баку того времени в значительной мере определяла Девичья башня (ХП в.), высившаяся своеобразным символом неприступной мощи города. Неподалеку от нее рас­положена мечеть Мухаммеда, от первоначального вида которой сохранился лишь минарет Сынык-кала (XI в.), а также находившаяся поодаль укрепленная ханега - Баиловские камни.

В 2000-2001 гг. археологами был обследован нижний этаж Сынык-калы. Результаты обсле­дования установили, что нижний этаж представлял собой помещение площадью 30 кв м в фор­ме неправильного прямоугольника. Стены нижнего этажа - толщиной в 1 м. Комната перекрыта стрельчатым сводом. Высота стрелы подъема 3 м. У северной и южной стен в западной их части построены многоярусные сооружения, напоминающие алтари.

Перечисленные и подобные им сооружения несомненно играли известную роль в форми­ровании архитектурного облика Баку. Определенный отпечаток накладывала на него и фактура применявшихся в строительстве материалов. В Баку безраздельно господствовал серовато-белый известняк.
Изменения в архитектурном облике города вызвали централизацию и укрепление государ­ственной власти в Ширване и превращение Баку в резиденцию правителей. Исследователи от­мечают, что в результате неоднократной застройки и перестройки территории Ичери-шехера на протяжении многих веков его культурные слои здесь перемешались. Указанное смешение куль­турных слоев, совпадающее с перенесением столицы Ширваншахов из Шемахи в Баку, связано, несомненно, с бурным ростом и развитием города, интенсивным строительством новых жилых и других сооружений на территории Ичери-шехера, остатки которых встречаются при археологиче­ских раскопках.

Жилые дома средневекового Баку в основном состояли из однокомнатного каменного дво­рика с верандой, кухней и небольшим двориком с водяными и сточными колодцами. Жилища тесно примыкали друг к другу, имели общие стены. Площадь таких построек достигала 30 кв. м. Стены жилищ оштукатурены, снаружи облицовывались каменными плитами. Пол был земляной или мощен каменной плиткой. Плоские крыши домов заливали киром.

С 2000 года Ичери-шехер занесен в Список Мирового наследия ЮНЕСКО.

Автор: Джафарова Э. Азербайджан

Прокомментировать

Рубрика Археология, Этнология, Фольклористика

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.