Традиции прошлого предаются забвению, что приводит к осложнению процесса их изучения. Особую значимость в наше время приобретает проблема сохранения культурной самобытности регионов. Наиболее консервативной сферой любой региональной традиции является обрядовая культура. Будучи связанной с областью архаического мировоззрения и психологии, она не осталась в стороне от протекающих изменений. Несмотря на утрату своей целостности, тенденции к отмиранию, упрощению некоторых ритуальных форм, она сохраняет ещё специфические этнические черты. Изучение обрядовой культуры актуально по-прежнему, т. к. это ценнейший источник информации по истории функционирования культур в прошлом и трансформации их в настоящем.
Исходная точка рассуждений А. Н. Веселовского была связана с представлением о том, что, изучая архаические истоки фольклорных явлений, исследователь должен обратиться, прежде всего, к тому, к чему сам народ относится как к своему верованию, т. е. «к обряду, обрядовой и детской песне, к заговору». Русский народный свадебный обряд принадлежит к числу наиболее разработанных комплексов традиционной бытовой культуры. Свадьба является единым смысловым целым, сложившимся на основе древних представлений славян. Русская свадьба уникальна не только богатством форм, но и многообразием вариантов, с разной степенью полноты представленных по всей территории России. Локальные типы свадьбы отражают этническую историю восточных славян и особенности их проживания. Таким образом, изучение локальной традиции при более детальном, конкретном рассмотрении даёт возможность обнаружить общерусские компоненты свадебного обряда, не сохранившиеся на других территориях.
Специального исследования, направленного на разработку теоретических, научно-методологических, историко-культурологических аспектов изучения традиций свадебно-обрядовой культуры Южного Урала, до настоящего времени не проводилось.
Историк В. М. Кузнецов в истории собирания и изучения свадебного обряда на Южном Урале выделяет три периода:
- Дореволюционный - начиная с первых описаний семейного быта и обрядов в середине XIX в. и до первых обобщающих работ в конце XIX -начале XX в. Данный период можно охарактеризовать скорее как собирательский, нежели исследовательский. Это связано, прежде всего, с самими участниками собирательской деятельности, которые были, как правило, не профессионалами, а зачастую любителями народного творчества.
- Советский - начиная с 1920 по 1990 г. В этот период изучение русской свадебной обрядности, благодаря активной экспедиционной деятельности вузов приобретает профессиональный характер.
- Современный - конец 1990 г. - и по сегодняшний день.
Первые этнографические сведения о русских семейных обрядах Южного Урала мы встречаем в XVIII в. в записках путешественников, в работах местных общественных деятелей, учителей и просто любителей народного творчества (П. С. Паллас, В. Н. Татищев, П. И. Рычков, И. Лепёхин). В большей степени в этот период исследователей интересовали быт и культура местных жителей: башкир, татар, калмыков и т. д., и поэтому сведения об особенностях семейно-бытовых традиций русского населения носили фрагментарный характер. Наряду с общерусскими сборниками народного творчества (А. В. Терещенко, П. В. Киреевского, А. И. Соболевского, П. В. Шейна и т. д.), уральский фольклор в первой половине XIX века попадает на страницы столичной периодической печати: «Отечественные записки», «Москвитянин», «Современник», «Пермский сборник». Весьма ценным источником являются путевые очерки литераторов, побывавших на Урале в первой половине XIX в. Песни, легенды, предания, сказки, побывальщины, сведения о народном костюме, кухне, описание обрядов, в том числе и свадебных, почерпнутые писателями из жизни местных заводских поселков и городов, густо насыщают такие произведения, как роман «Горнорабочие» Ф. М. Решетникова, документальную повесть «Нечистая, неведомая и крестная сила» С. В. Максимова, книгу очерков П. И. Мельникова-Печерского. Фольклор уральских рабочих, крестьянства приводится во многих романах, повестях и очерках Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Приваловские миллионы», «Золото», «По реке Чусовой», «Охонины брови» и т. д., а также в книге очерков В. И. Немировича-Данченко «Кама и Урал», в историко-географическом описании Урала и Приуралья П. П. Семенова-Тян-Шанского, у Д. Петухова «В горном городе Дедюхине» и т. п.
Во второй половине XIX - начале XX вв. появляются работы, в которых описываются формы заключения брака русских, наиболее яркие обряды при сватовстве, на свадьбе, семейные нравы, содержатся тексты старинных русских свадебных песен. В данный период изучение свадебной обрядности русских было связано с научной деятельностью Русского географического общества, В. И. Даля, Я. Горбунова, Р. Г. Игнатова, А. Ф. Божко, Н. И. Шмотина, подписывавшегося кратко - «Шм-н»,
A. С. Невзорова. В свое время территория Южного Урала активно заселялась выходцами из казачьих районов Дона, Кубани, Яика, Волги, что обусловило главный интерес многих ученых, собирателей к казачьей культуре. Среди них Н. Г. Мякушин, Александр и Владимир Железновы,
B. Н. Плотников, А. И. Мякутин, М. Д. Голубых.
Авторы не ставили перед собой цель всестороннего описания свадебного обряда, каждый из них, как правило, подробно фиксировал лишь отдельные элементы традиционного свадебного обряда. Характерной чертой для этого периода было то, что собиранием и изучением уральского фольклора не всегда занимались люди, специально для этого подготовленные. Среди них были «доморощенные» собиратели, краеведы-самоучки, многие из них являлись к тому же еще и исполнителями, т. е. носителями фольклора.
Источники, позволяющие судить о музыкальной стороне русской народной свадебной песни Челябинской области, крайне малочисленны. В отличие от словесных текстов и этнографических описаний, которые публиковались еще в XVIII в. и особенно много с середины XIX века, первые музыкальные публикации челябинских свадебных песен появляются гораздо позже.
Наиболее полные сведения о свадебно-обрядовой культуре содержатся в трудах исследователей, начиная с середины XX в. Это связано с началом активной экспедиционной деятельности. В 40-50-е гг. на Южном Урале работал преподаватель ЧГПИ, руководитель этнографического кружка В. Е. Гусев. Под его руководством были организованы экспедиции по Челябинской области, итогом которых явилось издание сборника «Русские народные песни Южного Урала» (1957). Публикуемые тексты песен представляют лишь очень небольшую часть собранного материала, который хранится в краеведческом музее. Описание свадебного обряда, тексты свадебных песен мы находим во многих работах А. И. Лазарева: «Поэтическая летопись заводов Урала» (1972), «Кочкарские посиделки» (1975), «Уральские посиделки» (1977) и др. Впоследствии деятельность по сбору фольклорно-этнографического материала продолжалась преподавателями и студентами ЧГПИ (ныне ЧГПУ), ЧГИК (ныне ЧГАКИ) и ЧелГУ под руководством А. И. Лазарева, В. А. Михнюкевича, В. Л. Хоменко.
В целом, оценивая сборники советского периода, следует отметить следующее: немногочисленность свадебных песен и причитаний; отсутствие во многих сборниках нотации свадебных песен; отсутствие условных обозначений; паспортизация песен представлена в неполном виде; несовершенство записи народных песен; публикуемые песни, зачастую, представлены в обработанном виде.
Конец XX - начало XXI в. - характеризуется изданием значимых работ, посвященных изучению обрядового фольклора различных регионов России. Среди них работы И. Е. Карпухина (Башкортостан), В. П. Фёдоровой (Южное Зауралье), Н. В. Зорина, Е. П. Бусыгина (Среднее Поволжье) и т. д. На сегодняшний день продолжается активное собирание и изучение фольклора преподавателями и студентами ведущих вузов г. Челябинска(ЧГПУ, ЧГАКИ, ЧелГУ).
Изучение традиций, обычаев, обрядов в настоящее время привлекает всё более пристальное внимание различного рода ученых: философов, культурологов, социологов, фольклористов, этнографов и т. д. И это не случайно. Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведёт к системному кризису всех сфер общественной жизни.
К изучению южноуральской свадьбы на протяжении XIX - XXI вв. обращалось немало исследователей. Однако целый ряд вопросов в теории и практике изучения и освоения традиционной свадебно-обрядовой культуры на региональном уровне ещё не получил должной разработки. Публикации, подготовленные ими, позволяют лишь от части проследить динамику развития отдельных элементов свадебного обряда, в разное время фиксировавшегося на Южном Урале. Значимость именно полевых источников определяется тем, что все другие источники, даже в совокупности, не позволяют составить целостного представления о традиционной свадебно-обрядовой культуре русского населения Южного Урала.
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор Сафонова Н. А