Челябинская страница «отца» бравого солдата Швейка

Ко времени, когда "отец" бравого солдата Швейка оказался на Урале ему было 35. Возраст мужа. К тому времени сын пражского учителя и повидал многое, и побывал многим.. Пешком он исходил всю "лоскутную" империю, как называли тогда Австро-Венгрию, размахнувшуюся на пол­Европы, бывал и за ее пределами. До того, как стать журналистом, зарабатывал на хлеб в аптеке и банке. Человеком он был приметливым, едким, с заведенным "от бога" порядком несогласным, потому и перо его кололо всех и вся в богоданной империи. Социально-политическая сатира - вот головное его ремесло.

В тридцать с небольшим стал он воином. Возраст для защиты Отечества подходящий, и поставил его император-отец под ружье. Он-то, престарелый Франц-Иосиф считал, куда угодно ему, туда и направят штыки чешские гохи. Просчитался! Голос славянской крови, любовь к великому русскому брату, который должен помочь обрести свободу от австро-венгерского ига, двигали чехами в солдатской форме.

"До бойе за Славянство и великэ Руско! До послэдни капки крвэ! - В бой за Славянство, за великий русский народ! До последней капли крови!" Такие призывы из листовок ложились в их сердца. Удивительно ли, что в первой же атаке они братались с русскими солдатами. Более 200 тысяч чехословацких вое-нноппенных было в России к 1917 году. Бравый ефрейтор Гашек был в их числе.

Нет, они не хотели отсиживаться, пока русские братья разгромят империю и принесут свободу их Родине. В России был создан Национальный совет во главе с "татинеком" Масариком, стали формироваться добровольческие части-легии. Всею в них записались около 50 тысяч. Удивительно ли, что Ярослав Гашек вскоре носил "зашитку", полугалифе и обмотки; на голове мягкое полукепи с ленточкой цвета национального флага наискось на ремешке - форму чехословацкого легионера. Он становится даже помощником командира батальона. Ненадолго, правда. После болезни его признали нестроевым.
Армейский послужной список Гашека краток. Помощник коменданта Бугульмы: октябрь-декабрь 1918 года. Начальник типографии политотдела Пятой Армии: январь-август 1919 года. Начальник иностранной секции политотдела Пятой Армии: сентябрь 1919 г. - октябрь 1920 года. Вправе вписаться в послужной список пятоармейца Ярослава Гашека и. еще одна должность - военный журналист. В армейской газете "Наш путь", затем "Красный стрелок" он активный автор, выступает как интернационалист и фельетонист- сатирик. Его острое перо высмеивает и бичует тех, кто противится обновлению мира.

Красноармейцы зачитывались его "Дневником чопа Малюты из полка Иисуса Христа", "Из дневника уфимского буржуя".

В Челябинск Гашек прибыл в эшелоне политотдела Пятой Армии 17 августа 1919 года из Уфы. Он печатал армейский 'Красный стрелок" с первого номера, который вышел 23 августа. В это время Гашеку поручили организовать отделение для иностранцев при армейской партшколе. После выполнения этого задания Ярослава Гашека назначили начальником иностранной секции политотдела. Он подходил на это место как никто другой: легко сходился с людьми, был обаятельным, интересным собеседником. Хорошо знал родные места военнопленных, бывал там во время своих юношеских скитаний. И что совсем немаловажно, владел почти всеми европейскими языками. В новой должности Ярослав Гашек - организатор, пропагандист и по-прежнему журналист.

Вот свидетельство тому из письма к товарищу: "Я - редактор и издатель трех журналов: немецкого, в котором сам пишу статьи, мадьярского, в котором у меня есть сотрудники, и бурят-монгольского... в который пишут статьи все, не пугайтесь, не по-монгольски, а по-русски - у меня есть переводчик..." В челябинские месяцы Гашека в "Красном стрелке" появился сатирический обзор буржуазной прессы "Англо<рранцузы в Сибири" и фельетон "Вопли из Японии".

Непонятно, когда он находил время для писания. С утра принимал в своем кабинетике-комнатке в бывшей чайной таможне, которую занимал политотдел, представителей интернациональных и рабочих команд. Но чаще он бывал на местах. Беседы, собрания, митинги.

"Кроме чистой политической работы, - писал Ярослав Гашек в отчете, - секция имела в виду и экономическую политику российской республики и организовала для работы на фабрики и заводы Л 68 специалистов из иностранцев".

В Челябинске Ярослав Гашек жил по-походному, в вагоне армейской типографии. Здесь же работала его жена Шура Львова. Он познакомился с ней при организации типографии в Уфе, где они и поженились. После взятия Омска штаб Пятой Армии перебрался сюда, ближе к фронту. С политотделом переехал сюда и Ярослав Гашек.

Еще почти год службы в Пятой Армии - Омск, Новониколаевск (Новосибирск), Канск, Ачинск, Иркутск. 24 октября 1 920 года в приказе по армейскому политотделу говорилось: "Откомандированного в распоряжение ПУР (Политуправление Красной Армии) политинспектора т.Гашека Ярослава исключить из списка Поарма с 24.Х.с.г." Коммунисты Чехословакии настояли на возвращении опытного пропагандиста и журналиста на родину.

В Чехословакии Ярослав Гашек писал роман, обессмертивший его имя. Времени завершить "Похождения бравого солдата Швейка" ему не хватило. Он умер через три года после возвращения на Родину. Посмертно был награжден орденом Красного Знамени.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.