Главная цель развития города – улучшение качества жизни всех слоев населения. Между показателями уровня жизни населения и темпами развития экономики есть непосредственная связь. С одной стороны, экономический рост – это необходимое условие, обеспечивающее повышение уровня жизни населения, с другой – повышение уровня жизни и улучшение благосостояния населения (продолжительности жизни, образовательного уровня, доходов, обеспечения социальными благами) является мощным катализатором экономического роста.
Показатели, характеризующие качество жизни населения, приведены в Прил. 3.
Исходя из внешних и внутренних условий и конкурентных преимуществ города, главная цель может быть достигнута в рамках обозначенных стратегических направлений:
- формирование благоприятного хозяйственного климата;
- улучшение городской среды и системы жизнеобеспечения населения;
- формирование благоприятного социального климата;
- развитие гражданского общества и местного самоуправления.
Формирование благоприятного хозяйственного климата
Хозяйственный климат – это совокупность экономических, правовых и институциональных условий, создающих внешнюю среду бизнеса. Он включает условия входа на рынок, налоговый режим, условия доступа к финансовым, трудовым и иным ресурсам. Именно хозяйственный климат в значительной мере определяет инвестиционную привлекательность городской экономики для внутренних и внешних инвесторов (включая иностранных).
Конкурентоспособная экономика города должна эффективно реализовывать свои преимущества и, прежде всего, интеллектуальный потенциал, связанный с человеческим фактором. Речь идет об экономике нового типа, которая предполагает создание условий для развития в городе инновационного предпринимательства в сфере крупного, среднего и малого бизнеса.
Органы местного самоуправления возьмут на себя инициативу создания благоприятных условий для предприятий и компаний, деятельность которых обеспечивает рост занятости, доходов, экспорта продуктов с высокой долей добавленной стоимости и налоговых поступлений.
Особая роль в социально эффективной экономике связана с развитием малого бизнеса. В этой сфере, кроме традиционных товаров и услуг, может концентрироваться деятельность, связанная с научно-техническими нововведениями, городским маркетингом, обучением руководителей инновационных фирм основам бизнеса, менеджмента и маркетинга. В рамках малого бизнеса может эффективно развиваться венчурный бизнес, ориентированный на использование технических и технологических новинок, который может и должен стать проводником инноваций в городскую экономику. Поддержка этого направления развития малого бизнеса со стороны местных органов самоуправления должна носить селективный характер, ориентирами здесь являются наиболее эффективные и социально значимые проекты, способные активизировать бизнес.
Другая тенденция, присущая «новой экономике», проявляется в динамичном развитии и расширении сферы услуг, где особую роль играет интеллектуальный ресурс. Это предполагает высокие темпы развития информационных, телекоммуникационных, финансовых, логистических образовательных услуг, оптовой и розничной торговли, гостиничного бизнеса. Именно доля этих услуг в экономике показывает, насколько продвигаются страны и города по пути постиндустриального развития.
Для формирования конкурентоспособного промышленного комплекса необходимо создание нормативно-правовой среды, стимулирующей эффективное управление промышленными предприятиями и поддержание баланса интересов в системе «город-предприятия». Здесь чрезвычайно важно осознать, что рыночная экономика основана на безусловном уважении прав собственности и их легитимности, что определяет меру социальной ответственности собственника.
Формирование благоприятного хозяйственного климата предполагает ликвидацию препятствий для предпринимательской деятельности и создание конкурентной среды, формирование эффективных рынков (товарного, финансового, факторов производства). Путь к успеху в развитии экономики и общества сегодня связан с инновациями, нововведениями. Для создания «новой экономики» – экономики, основанной на знаниях и поддержке инноваций, нужны центры обмена опытом, обмен технологиями, тесное взаимодействие науки и производства. Нужна творческая атмосфера, в которой ярко мыслящие личности могли бы творить, а опытные менеджеры могли бы реализовывать новые модели коммерциализации результатов научно-технического прогресса. Именно этим и определяется образ Челябинска как города с «Устойчивой и динамичной экономикой».
Улучшение городской среды и системы жизнеобеспечения населения
Конкурентные преимущества Челябинска, рассматриваемые с учетом улучшения качества жизни, связаны с улучшением городской среды и системы жизнеобеспечения населения. Приоритетами станет использование механизмов, позволяющих задействовать внебюджетные источники финансирования в жилищной сфере, включая средства населения, частных и институциональных инвесторов, что позволит, с одной стороны, стимулировать развитие строительного комплекса, а с другой – улучшить жилищные условия горожан.
Центральное место в решении этих задач занимает долгосрочное ипотечное жилищное кредитование. Доступность ипотеки - главный способ решения жилищных проблем горожан.
Основные усилия органов государственной власти и муниципальных образований должны быть направлены на:
- увеличение спроса горожан на жилье и внедрение механизмов, увеличивающих доступность жилья для большей части жителей города;
- социальную поддержку горожан, нуждающихся в жилье, в особенности молодых семей;
- увеличение объемов строительства жилья;
- создание конкурентных условий в сфере жилищного строительства;
- проведение мониторинга рынка жилья и предоставление рекомендаций для субъектов данного рынка.
Стратегическое направление «Надежный дом, удобный район, уютный город» предполагает развитие и ремонт объектов и систем жизнеобеспечения, развитие сети городского и пригородного транспорта, строительство новых и ремонт существующих дорог, пешеходных переходов, благоустройство, изготовление малых архитектурных форм.
В систему жизнеобеспечения населения входит улучшение экологической обстановки. Оно должно быть напрямую связано с предотвращением дальнейшего загрязнения воздушного и водного бассейна промышленными и бытовыми отходами, созданием и поддержанием в должном состоянии городских парков, бульваров, скверов.
Очень актуально снижение уровня вероятности возникновения техногенных и природных чрезвычайных ситуаций. Для города – это, прежде всего, техногенные аварии, связанные с эксплуатацией инженерных сетей.
Формирование благоприятного социального климата
Формирование в городе благоприятного социального климата невозможно без обеспечения высокой занятости населения и роста доходов, без повышения эффективности социальной инфраструктуры на основе укрепления материально-технической базы сектора социальных услуг.
Динамичное развитие городской экономики обеспечивает высокую занятость и рост реальных доходов населения. Развитие социального партнерства работодателей, профсоюзов и администрации по вопросам регулирования оплаты труда гарантирует жителям города увеличение заработной платы и доходов от предпринимательства.
Сохранение и укрепление сферы здравоохранения города способствует укреплению здоровья жителей города, росту рождаемости, снижению заболеваемости на основе внедрения медицинских технологий и высоэффективных лекарств в практику лечебных учреждений.
Рост образовательного и культурного уровня жителей связан с возможностью равной доступности для получения общего, специального и высшего образования, воспитания у жителей города стремлений к интеллектуальному развитию и освоению достижений отечественной и мировой культуры, приумножения культурных ценностей и сохранения культурного наследия.
Всестороннее развитие личности, улучшение качества, доступности и разнообразия услуг сфер образования, медицины, культуры и других отраслей позволят сделать Челябинск «Городом для горожан».
Развитие гражданского общества и местного самоуправления
Стратегия исходит их того, что гражданское общество – это правовое демократическое общество, в котором обеспечиваются защита прав и свобод каждого гражданина. Горожане, объединяясь в различные общественные организации, реализуют свои интересы, обеспечивая гармоническое, целенаправленное развитие общества без помощи или вмешательства государства.
Гражданское общество предусматривает активную жизненную позицию граждан, которую можно проявить в повседневных делах по благоустройству подъезда, двора, в первичных ячейках местного самоуправления. Именно это делает население подлинными горожанами, консолидирует их интересы и способствует развитию города как сообщества граждан.
Местное самоуправление – неотъемлемая часть гражданского общества, важнейшая форма народовластия, непосредственно выражающая волю народа.
Инструменты реализации Стратегии
Стратегические направления социально-экономического развития Челябинска, изложенные выше, будут реализованы с помощью действенных инструментов.
В сфере формирования благоприятного хозяйственного климата:
- промышленная политика, развитие предпринимательства;
- развитие рынка товаров и сферы услуг;
- повышение эффективности использования муниципальной собственности и земли;
- налогово-бюджетная и кредитная политика.
В сфере улучшения городской среды и жизнеобеспечения:
- политика в области градостроительства;
- развитие жилищной сферы и коммунальной инфраструктуры;
- улучшение дорожной сети и благоустройство города;
- совершенствование работы пассажирского транспорта и связи;
- улучшение окружающей среды;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности горожан.
В сфере формирования благоприятного социального климата:
- обеспечение высокой занятости и роста доходов населения, социальное партнерство;
- сохранение и укрепление здоровья населения;
- рост образовательного и культурного уровней жителей;
- молодежная политика, воспитание патриотизма;
- социальная политика.
В сфере развития гражданского общества, местного самоуправления:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- местное самоуправление и гражданское общество;
- взаимодействие со средствами массовой информации и населением.
Далее представлен механизм действия названных инструментов в рамках стратегических направлений социально-экономического развития г. Челябинска.