Реализация гуманитарной литературы как культурная проблема: опыт Челябинского кнайп-клуба «Book-вари» (на примере проекта «Пять вечеров»)

Мультикультурное пространство России всегда было и остается в наибольшей степени литературоцентричным. И пусть социологи приводят убедительные цифры падения читательской способности и читательского спроса на печатную продукцию, книга всегда будет маркером и индикатором принадлежности человека к думающему сообществу. Среди интеллектуалов любого города России, и, тем более города провинциального, давно и устойчиво ведутся разговоры о необходимости неформальной площадки, в пределах которой сочетались бы различные направления современной культуры, в том числе книжной, и каждый получал бы возможность найти свой интерес и собеседника для его обсуждения, да и просто отдохнуть в дружелюбной среде. Речь идет именно о неформальности и неформатности общения, так как отчасти такого рода времяпрепровождение предлагают многочисленные круглые столы, литературные гостиные, книжные и кино-клубы, организующиеся на вузовских площадках во внеучебное время. Однако в том-то и дело, что в этом случае меняется регистр встречи, но не само место: вуз как корпоративное пространство так или иначе задает некоторые рамки общения (студент остается студентом, преподаватель – преподавателем), в том числе ограничивает выбор вариантов самовыражения. Думается, что эта ситуация вполне применима и к Челябинску.

Поэтому нет ничего удивительного, что витавшая в воздухе достаточно давно идея создания неформальной площадки для общения интеллектуального сообщества в какой-то момент получила реализацию в интересном проекте, получившем название «кнайп-клуб “book-вари”». Его открытие состоялось 23 августа 2007 г., а инициатором создания стала профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой теории массовых коммуникаций Челябинского госуниверситета Марина Викторовна Загидуллина. Она пригласила в проект молодых ученых, в том числе и автора этой статьи; создалась небольшая группа инициативных людей, которые идею развили и реализовали. Отправной точкой стала идея создать книжный магазин, в котором была бы собрана коллекция гуманитарной литературы (философия, антропология, социология, культурология, феноменология, филология, современные художественные произведения), которая продавалась бы по доступным ценам. Для этого были налажены контакты с ведущими российскими издательствами («Новое литературное обозрение», «Ad-Marginem», «Нестор-История»), которые, заинтересовавшись проектом, предоставили уникальные условия для закупки книг. Так в Челябинске появилось единственное в городе место, где были представлены в розницу «толстые» литературные журналы и необычные авторские журнальные проекты («НЛО», «Неприкосновенный запас», «Теория моды» и т. д.).

Принципиальной также была мысль о том, что книги должны соседствовать с широким спектром интеллектуальных удовольствий: музыка, изобразительное искусство, перфомансы, инсталляции. И, самое главное, все это можно было бы вывести за рамки угрюмой академичности: формат кафе расслабляет и позволяет неспешно насладиться книгой или фотографией. Еда изначально понималась нами как социокультурный феномен, некая составляющая каждодневного быта, и такой же каждодневной составляющей мыслилась книга. Собственно, от соединения кафе и книжного магазина и начала развиваться мысль авторов проекта. Само название должно было поддерживать эту мысль: «кнайп» – сленговое обозначение еды на юге России, «вари» – сам процесс приготовления, а «book» – книга.

Кроме того, кнайп-клуб мыслился нами и как интерактивная площадка: «book-вари» были задуманы как уникальное культурно-просветительское пространство для презентации устойчивых и новых явлений современной культуры, искусства и науки – каждый желающий мог обратиться в клуб для презентации своих интеллектуальных проектов. Планировались еженедельные встречи-дискуссии по различным проблемам современности (антропологический кризис и его реализация в современном искусстве, поэтика повседневности, литературная критика: перспективы развития), а также выставки современной живописи, фотографии, музыкальные вечера.

Значимыми для нас были и идеи вовлечения в содержательное чтение малочитающих представителей молодежи. Дело в том, что атмосфера интеллектуального клуба, постоянные разговоры о литературных и шире – культурных явлениях, создают дискомфортную обстановку для людей, пришедших только «расслабиться». И постепенно случайные люди неизбежно отсекаются от происходящего в клубе. Мы надеялись создать обстановку мягкого, ненасильственного вовлечения в чтение, когда оно начинает рассматриваться как удовольствие, неотьемлемая часть интересного, одухотворенного общения.

Сразу скажем, что за два с лишним года своего активного существования, «book-вари» провели более 500 мероприятий. Например, просветительский проект «Кино-book-варь» – открытый семинар по истории мирового кинематографа, существующий в формате дискуссионного киноклуба, демонстрирующий классику кинематографа и артхаусное кино России и мира. В его создании помогли «book-варям» талантливые люди, настоящие энтузиасты и любители кино – Анна Красавина (администратор Центра «Театр + Кино» им. А. С. Пушкина), Татьяна Гагарина и Валерия Палымова, кинокритик Арсений Крехов.

В сентябре 2007 г. открылась выставочная стена. В кнайпе прошла первая выставка художницы-мангаки Светы Чежиной «Бабочка, позволь мне снова увидеть тебя». А затем в кнайп-клубе отметились: художница Лампа, создающая открытки ручной работы, ломограф Саша Седельников, представивший выставку ломографии [how to disappear completely and never be found], Стас Пухов, создающий Тrafaret Art, лидер группы «8000 slov» Рома Давыдов с выставкой «My personal space», художник Влад Зяблик с серией «Образы и чувства», фотограф Даша Демишева с работами «1101 1010».

После учреждения проекта «Муз-book-варь» в кнайпе прошли концерты множества челябинских и уральских команд, начинающих и опытных: «ЭсПи», «Малыш и Карлсон», «РR», «Английский клуб», «Фунт Лиха», «N-O-D», «8000 slov», «Ананасов», «Jazz Brassers», «Не Прислоняться!», «ПолпорZии», «Музей», «Зеленый Шум», «Jack's», «Криптон», «Да Для Всех», «База Данных», «the Dead's», «Трамвай», «RJ-45», «Monstera», «Angels of the new short story» и другие. Они представили блюз, джаз, рок-н-ролл, фолк, панк, альтер, ритм-н-блюз, бард, арт-рок и др.
В «book-варях» обосновались поэтические объединения Челябинска «Литосфера» и «Креатив 74», которые регулярно проводили в кнайпе «Поэтические чтения». Именно благодаря «Литосфере» в клубе побывали поэты Дмитрий Кузьмин, Арсен Мирзаев, Дарья Суховей и др.

В марте 2008 г. кнайп-клуб «book-вари» пригласил в Челябинск издательство «Новое литературное обозрение», во главе с редактором «НЛО» Ириной Прохоровой и редактором журнала «Неприкосновенный запас» Ильей Калининым, и организовал для издательства встречи с челябинскими вузами (ЧГАКИ, ЧелГУ, ЮУрГУ). В кинотеатре им. А. С. Пушкина прошла встреча с критиком Ильей Кукулиным. В рамках визита в кнайпе выступили поэт Андрей Родионов и Линор Горалик – одна из первых авторов российского рунета.

Кроме того, «book-вари» предоставили свою площадку для буккроссинга – свободного обмена книгами, тем самым включившись в увлекательный мировой процесс «освобождения» книг. Естественно, нам пришлось выйти в Интернет, и на нашем сайте мы не только размещали анонсы предполагаемых мероприятий и отчеты о них, но и каталог книжной продукции и меню.

Не станем утверждать, что подобного опыта в создании книжных магазинов, соединенных с кафе, или интересных музыкальных клубов, в которых проводятся и различного рода перфомансы, в России до нас не существовало. Были и есть интересные проекты, вроде московских «ПирОГИ» (ныне закрытого), «Dodo-space», книжного магазина «Фалан-стер» на территории «Винзавода», или сети заведений «Еда и культура» в Нижнем Новгороде. Однако соединить в себе максимум возможных вариантов интеллектуального досуга и формировать новых читателей, способных квалифицированно обсуждать художественные произведения усложненной формы, прежде удавалось немногим.

Реализация гуманитарной литературы собрала воедино образ нашего заведения. Элементарная продажа не входила в планы, поэтому вокруг книжных полок появились мероприятия, представляющие книжные новинки и обеспечивающие некий игровой элемент в их присваивании покупателями. Это создавало настоящий ажиотаж, ситуацию взаимного вовлечения: в такой обстановке просто «потусоваться» и вкусить «хавчик» невозможно – неизбежно попадешь в аутсайдеры общения.

Один из первых проектов, который запустил этот процесс – «Пять вечеров». Его авторы – Александр Фокин, кандидат исторических наук, креативный менеджер клуба, и Елена Селютина (автор статьи), кандидат филологических наук, арт-директор «кнайпа». Идея возникла на презентации открытия кнайп-клуба, когда учредитель «book-варей» М. В. Загидуллина представила сдвоенный номер журнала «Новое литературное обозрение», посвященный 1990-м гг., т. е. нашей совсем недавней истории . В журнале на эту тему высказывались разнородные авторы: Борис Дубин и Мариэтта Чудакова, Линор Горалик и Андрей Сен-Сеньков, и многие другие. Поэтому сам вечер был обозначен как «1990-е: опыт недавней истории» и приглашенным предлагалось вспомнить, чем были для них эти годы. В нашей встрече тогда приняли участие историки профессор И. В. Нарский, профессор И. В. Сибиряков (ЮУрГУ), филологи профессор Л. А. Месеняшина, профессор И. А. Фатеева (ЧелГУ) и др., доценты и преподаватели вузов Челябинска, студенты и журналисты. В результате встречи был реализован тираж журнала «НЛО», приобретенный «book-варями».

Успех этого мероприятия решено было закрепить серией вечеров-дискуссий, представляющих различные книжные новинки, стоящие на полках магазина. И в августе-сентябре в клубе прошли дискуссии «Гарри Поттер как зеркало интеллектуальных сомнений» (представлялись новинки детской литературы, в частности, сказка Л. Горалик «Мартин не плачет»); «Гламурная критика: аналитический прогноз или коммерческий анонс?» (были презентированы первые номера научного журнала «Теория моды»); «Три корочки хлеба: еда в повседневности и исторический процесс» (трехтомник М. В. Загидуллиной «Рацион: Национальная идея», «Рацион: Пища духовная как телесная», «Рацион: Служение», а также серия книг издательства НЛО «Поэтика повседневности»); «Интернет в культуре, культура в Интернете» (книга С. Кузнецова «Ощупывая слона: Заметки по истории русского Интернета»).

Спектр проблем, обсуждавшихся на этих встречах, был очень широк: детская литература на современном этапе, феномен Гарри Поттера в контексте современного литературного процесса, различные оценки влияния книг Дж. Роулинг на детей и взрослых. В ходе острых дебатов затрагивались также такие вопросы: есть ли будущее у критической, аналитической статьи как жанра; как влияет коммерциализация книжной культуры на анонсы книг в глянцевых журналах (как выстроены анонсы, стиль, кто их читатель); что такое маркетинг культуры как явление современной жизни? Другие темы вечеров-дискуссий – еда и ее культурологическое освещение (культ еды в различные эпохи; «пища имперская» – «еда советская»: изменение системы ценностей; высокая кухня; ресторанное дело); оцифровка искусства: приобретения и утраты; роль профессиональной искусствоведческий критики и мода на высказывание в Интернете; состояние традиционных источников информации об искусстве (журналы); сетевое искусство (сетература).

Не будем утверждать, что все наши мероприятия были коммерчески успешными, а также всегда привлекали огромное количество людей. Через некоторое время после открытия мы могли наблюдать распределение персон по интересам: кто-то посещал только кино-вечера, кто-то – концерты или выставки, а кого-то привлекали только модные книги и авторы. Эти люди пришли и стали полноценными участниками культурного процесса, умножая число лиц, для которых жизнь без книги скучна и бесцветна. Они приводили своих знакомых; относясь к кнайпу первоначально как к интересной и, возможно, престижной площадке времяпровождения, поневоле втягивались в полноценную читательскую жизнь.

Самым сложными в финансовом отношении оказались для нас именно пятничные вечера-дискуссии, и во многом именно поэтому мы должны были вскоре опять начать поиск новых форм для привлечения читателя и зрителя. Однако наш опыт показал, что такого рода заведения способны хотя бы отчасти утолить голод по интеллектуальным развлечениям, а концептуальный подход к созданию книжного магазина – оправданная политика для многих издательств. Пусть это не принесет немедленной коммерческой выгоды, зато позволит ассоциировать книготорговое заведение с территорией культуры, местом проведения осмысленного досуга, удивительных открытий и интересных встреч. Возможно, именно это поможет создать нацию читателей.

Автор: Е. А. Селютина

Прокомментировать

Рубрика Литература

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.