До публикации в 1969 году книги Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании» специального внимания динамике переживания горя смертельно больными людьми не уделялось. Автор исследовала с помощью Гор Службы Ритуал разнообразные реакции смертельно больных пациентов на приближающуюся смерть. Она описала несколько стадий, которые стали основой для дальнейшего изучения и обсуждения этой проблемы другими исследователями. Выделенные Э. Кюблер-Росс стадии имеют отношение к антиципированному (предвосхищенному) горю - той разновидности горя, которое выражается до смерти, когда эта потеря воспринимается как неизбежная {7}:
- отрицание и потрясение (человек отрицает неизбежность данной потери);
- гнев и раздражение (человек терзается вопросами о том, почему именно у него случилась эта потеря, и переживает обиду и возмущение);
- торг (человек пытается отсрочить неизбежное, прибегая к магическому мышлению);
- депрессия и начинающееся принятие (период беспомощности, по за-вершении которого человек осознает, что потеря действительно неизбежна);
- принятие - момент перелома на пути к формированию «более положительного» отношения к потере. Смерть рассматривается как завершение обязательств перед жизнью.
З. Фрейд, Д. Боулби и Д. Хелл выделяют 4 стадии переживания горя: (оцепенения, душевной анестезии); стадия страдания и дезорганизации (острого горя); стадия реорганизации; стадия завершения.
Другими авторами симптоматика процесса переживания острого горя рассматривается как проявление процессов, происходящих в разных сферах: соматической, аффективной, когнитивной, социальной. В частности, представители конструктивистской психологии (S. Jacobs, R. Neimeyer) выделили клинические показатели «травматического горя» (переживание горя, характерное для тех, кто потерял близких в результате террористических актов, катастроф и других травмирующих ситуаций). Ценность выявления нескольких групп критериев состоит, в том, что можно говорить об уровневой характеристике утраты: отражении на уровне события, на психологическом уровне, на уровне социальных отношений.
Стадийный, или фазовый, метод, концептуализации процессов переживания горя оказался довольно популярным и начал использоваться в различных вариациях применительно к различным потерям (развод, формирование гомосексуальной идентичности, физические травмы и т.д.). Эти фазы могут перекрываться и накладываться одна на другую, может происходить возвращение и повторное прохождение ггоедьтдущих стадий. Кроме того, нет двух людей, которые бы одинаково реагировали на ту же самую потерю, и даже один человек может по-разному реагировать на каждую потерю. Так, на индивидуальный характер переживания утраты могут влиять следующие условия: характер ситуации утраты; восприятие ситуации утраты; особенности утраченного близкого; социокультурное пространство; индивидуально-психологические особенности утратившего. Тем не менее стадийные описания дают основу для понимания различных видов потерь и реакций горя, переживаемых людьми.
В работе «Печаль и меланхолия» (в некоторых источниках «Траур и меланхолия») 3. Фрейд определяет печаль (траур) как нормальную реакцию на потерю, а не как болезненное состояние, которое стоит «предоставить врачу для лечения». Он выводит «формулу» работы печали или разрушения связи с любимым объектом, итогом которой становятся слова «тебя здесь нет, ты там...» {14}. Путь печали болезненный и долгий, у горюющего появляется острая душевная боль, продуктом которой является рождение новой связи -памяти об умершем, о жизни с ним как о прошлом, то есть «образование воспоминания» (В. Тахка). Это важный момент в продуктивном переживании горя. Негфодуктивными способами справиться с потерей значимых объектов считаются депрессия, отрицание потери или ее значения с идеализацией утраченного объекта или без нее, быстрая замена новым объектом, пристрастие к алкoгoлю, наркoтикaм или перееданию, развитие соматического или психосоматического заболевания. Чем более зависимо, инфантильно и амбивалентно отношение субъекта к утраченному объекту, тем больше вероятность того, что вместо процесса траура (mourning process) его реакцией на потерю будет одна или несколько патологических альтернатив.
Переживание утраты как процесс с аффективными, когнитивными и поведенческими симптомами.
В это направление объединены исследования, в которых основное внимание уделялось симптоматике переживания утраты близкого. В 1942 году Э. Линдеманн изучал эмоциональные реакции и способы адаптации выживших и родственников погибших во время пожара в ночном клубе «Кокосовая роща» (Cocoanut Grove nightclub) в Бостоне, в котором погиб 491 человек и сотни получили ранения. Именно Э. Линдеманн, которого относят к представителям так называемой «социальной психиатрии», впервые дал систематизированное описание проявлений горя в работе «Симтомология и умение справляться с острым горем». Он вводит понятие «острого горя», которое определяет как синдром с психологической и соматической симптоматикой. Основные симптомы «острого горя»: физическое страдание, поглощенность образом умершего, вина, враждебные реакции, утрата моделей поведения. Статья Э. Линдеманна послужила толчком к возникновению в Америке кризисного вмешательства, дисциплины и направления деятельности психологов, основной задачей которых является оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в результате психологических и физических травм: жестокое обращение с детьми или супругом/ супругой, грабеж и кража со взломом и т.д.