К вопросу об управлении муниципальным хозяйством

Существующая система управления муниципальным хозяйством недостаточно эффективна в организационном, экономическом и производственно-техническом аспектах.

Объектом муниципального управления является территориальное хозяйство в городах, районах и т.д., включающее производственную и социальную сферу экономики. Социальная инфраструктура муниципальных образований охватывает жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, спорт, здравоохранение, торговлю, общественное питание, образование, учреждения культуры и отдыха и т.д. Чем многообразнее и сложнее в том или ином муниципальном образовании хозяйство, тем большее значение приобретает комплексная увязка всех отраслей производственного и непроизводственного характера. Особые сложности связаны с развитием производственной инфраструктуры, где сочетаются отраслевые и территориальные интересы.

Крайне медленное решение острых проблем в значительной степени обусловлено неэффективной системой управления территориальным развитием. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года лишь раскрывает общие принципы местного самоуправления и для радикального действия требует разработки конкретных нормативных документов, содержащих механизм системы самоуправления, финансово-бюджетный механизм муниципальных образований.

В особо тяжелом положении находятся регионы с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ, а также наиболее зависимые от поставок продовольствия, сырья, продукции производственно-технического назначения, т.е. имеющие ограниченные способности самообеспечения и саморегулирования.

Местное самоуправление несет на себе признаки как государства, так и хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по определению понятия муниципального хозяйства.

В результате произошедшей приватизации, передачи имущества в муниципальную и областную собственность формируются муниципальное хозяйство и муниципальная собственность, включающая в себя большое многообразие основных и оборотных средств. Поэтому в настоящее время возникает проблема поиска эффективного механизма управления муниципальной собственностью с позиций институционального подхода, имеющей бинарную природу и проявляющейся как форма общественной собственности, представляющая отношения между субъектами территориально локализованной экономической природы для ее ресурсного обеспечения и непрерывного функционирования, и как рыночный институт, обеспечивающий экономическую динамику территориально локализованных систем (регионов) в рамках критериев доходности, эффективности и экономической устойчивости.

Одним из трудных вопросов в управлении муниципальной собственностью является совершенствование структуры управления и финансово-экономического механизма для эффективной работы предприятий ЖКХ - одной из наиболее важных отраслей местного хозяйства, относящейся к социальной сфере. Некоторые ученые называют муниципальную собственность «местной» или «коммунальной».

Начиная с 1991 г., по решению Правительства РФ с целью освобождения отечественного товаропроизводителя от непроизводственных затрат объекты ЖКХ и социальной сферы стали передаваться, а кое-где просто «сбрасываться» в собственность муниципальным образованиям, зачастую без материальной базы, кадров, с долгами и, самое главное, с нищими плательщиками и при практически полном отсутствии бюджетного финансирования. Муниципализация жилищно-коммунальной сферы происходила в тот период, когда эта сфера во все большей степени становилась дотационной, поскольку тарифы на жилищно-коммунальные услуги не были затронуты в процессе либерализации цен. Потребности региональных и муниципальных бюджетов частично учитывались в рамках межбюджетных отношений (выравнивание бюджетной обеспеченности через механизм трансфертов из фондов финансовой поддержки регионов), однако в условиях острого бюджетного кризиса это не могло существенным образом повлиять на достаточность и устойчивость бюджетного финансирования. Зачастую федеральный бюджет свои обязательства в этой части перед регионами и сейчас выполняет с опозданиями.

Попытка выхода на бездефицитные бюджеты на местном уровне привели к снижению финансирования ЖКХ, непризнанию и нефинансированию необходимых затрат. Реакция властных органов на данную проблему напоминала страуса при возникновении опасности: они, образно говоря, «прятали голову в песок». Каждый властный уровень пытался переложить решение данной проблемы на ступень ниже.

Федеральные власти переложили ответственность на регионы и ликвидировали на своем уровне ЖКХ как отрасль. Региональные власти постарались переложить заботы по содержанию ЖКХ на муниципальные органы власти. Почти повсеместно были ликвидированы управляющие структуры - региональные производственные объединения ЖКХ, которые хотя и были довольно неповоротливыми, но все-таки проводили единую техническую, технологическую, экономическую политику, решали вопросы подготовки кадров, централизованного материально-технического обеспечения и т.д.

В связи с этим муниципальные органы власти были вынуждены, в целях сохранения своего производственного жилищно-коммунального комплекса в более или менее работоспособном состоянии. Т. е. уберечь его от полного развала, перейти на административные рычаги управления.

В настоящее время ситуация в жилищно-коммунальной сфере несколько меняется. С применением Федеральной Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации появилась надежда на улучшение положения в жилищно-коммунальной сфере.

Система управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования должна состоять из следующих элементов:

  • собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
  • предприятия, управляющие жилищным фондом и объектами социальной сферы, выполняющие функции Заказчика на поставку жилищно-коммунальных услуг;
  • поставщики жилищно-коммунальных услуг и подрядные ремонтно-строительные организации;
  • потребитель жилищно-коммунальных услуг.

Собственник, Заказчик и Подрядчик являются основными субъектами рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере, и от построения их взаимоотношений зависит их эффективная работа.

В настоящее время основным Собственником выступают Администрации муниципальных образований. В то же время большая часть жилья находится в частной собственности, и поэтому необходимо формировать институт организованных собственников жилья.

До сегодняшнего дня даже в крупных муниципальных образованиях создание конкурентной среды на рынке управления муниципальной собственностью искусственно сдерживалось. В основном все действующие службы Заказчика имеют правовой статус муниципального учреждения и не имеют материальных стимулов в решении поставленных перед ними задач.

Поэтому на первом этапе данным структурам должен быть изменен правовой статус с переводом их на полный хозяйственный расчет.

Также необходимо проведение конкурсного отбора подрядчиков для технического обслуживания жилищного фонда, уборки придомовой территории, санитарной очистки, проведения капитального ремонта. В перспективе это должны осуществлять управляющие компании.

Сегодня же это, как правило, муниципальные предприятия с четко очерченной географией своей деятельности, со старой системой организации и оплаты труда, не стимулирующей увеличение объемов производства и повышения качества предоставляемых услуг. Поэтому необходимо данные предприятия перевести на полный хозрасчет, одновременно активно привлекая частные предприятия к выполнению данного комплекса работ. Деятельность предприятий тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов необходимо регулировать также через систему ценообразования, так как данные предприятия являются монополистами.

Подводя черту всему вышеизложенному, можно сказать, что процессы на рынке жилищно-коммунальных услуг должны быть прогнозируемы и управляемы, в связи с этим возникает необходимость функционирования еще органа управления на региональном уровне - на структуры координирующих деятельность всех субъектов рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере региона.

В целом, проблема эффективного управления муниципальной собственностью заслуживает специального и глубокого исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Пивоваров В. Ф. Проблемы территориального управления муниципальным хозяйством. -http://www.infokniga.ru/ellibr/municipal
  2. Аксенов Л. Ф., Болдырева И.А., Ершов И.В. и др. Реформирование жилищно-коммуналь-ного комплекса на современном этапе.- Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2002.

Автор: Т.А. Гусева

Прокомментировать

Рубрика Предприятия, Промышленность

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.