1. Управление технологическими процессами освоения ресурсов углеводородов, в частности, поисками, разведкой, добычей, транспортом и переработкой нефти в дизельное топливо всегда осуществлялось и осуществляется в условиях неопределенности. Впечатляющие достижения геологии и геофизики, компьютерного моделирования, информатизация и интеллектуализация нефтегазового производства в значительной степени снизили ее и, соответственно, многие риски, связанные с нею и доставкой дизтоплива в Москву.
2. Однако усложнение систем нефтедобычи, приобретшее явный экспоненциальный характер с «выходом» нефтяников в море, в Арктику, переходом на технологии горизонтального бурения с гигантских глубоководных платформ и созданием подводных промыслов, не уступающих по наукоемкости и сложности космическим станциям, существенно усилило неопределенность и риски, обусловленные уже факторами случайности и нелинейности в поведении технологических комплексов. А если учесть такой аспект современного этапа развития топливной энергетики, как сосредоточение в руках людей огромных, достигающих гигаватт мощностей, которыми они управляют, то указанные риски приобретают поистине планетарные масштабы. Достаточно указать на недавнюю катастрофу в Мексиканском заливе.
3. В этой связи особенно тревожит углубляющийся разрыв между набором компетенций, который приобретают специалисты в рамках традиционной системы их подготовки, включая вузовскую и послевузовскую, в том числе корпоративную, и требующимся для реализации стоящих в повестке дня проектов освоения месторождений арктического шельфа .
Для эффективной эксплуатации современных и проектируемых многофункциональных объектов, подобных Штокману, где могут трудиться более сотни специалистов различного профиля, представляющих разные этносы и культуры, разные компании, где каждую минуту могут возникать нештатные ситуации, таящие реальную угрозу жизни персонала и глобальной экологической катастрофы, необходимо, чтобы соответствующие проектные и технологические решения предусматривали принципиально иной уровень соорганизации и скоординированности совместной деятельности рабочих и специалистов, регламентацию ответственности, включающую аспекты их взаимодействия, всеобъемлющий мониторинг и контроль работы оборудования и общей обстановки, включая состояние каждого работника, минимизацию инерционности в принятии адекватных решений.
Очевидно, что нынешние технологии и стандарты подготовки должны быть пересмотрены в сторону их повышения и придания им международного статуса.
4. В губкинском университете разработана и внедрена новая образовательная технология, нацеленная на преодоление указанного разрыва. В ее основе - создание системы взаимосвязанных компьютеризированных тренажеров под каждое рабочее место на интеллектуализированном нефтяном промысле, которая может рассматриваться как виртуальная среда профессиональной деятельности инженеров нефтегазового профиля и которая может использоваться как среда обучения студентов, а также специалистов со стажем работы при их профессиональной переподготовке или повышении квалификации.
Контроль за результатами совместной деятельности работающих на тренажерах студентов- геологов, геофизиков, буровиков, разработчиков, механиков, энергетиков, экологов, и т.д. в задаваемых заранее и развивающихся случайным образом ситуациях, управление каждым из них осуществляется из Центра управления разработкой месторождения, во многом аналогичного Центрам управления космическими полетами, а также Центрам управления скважинами в реальном времени, имеющимся в ведущих нефтяных компаниях.
5. Государство профинансировало проект в объеме 1,5 млн. долларов. Немалую дополнительную финансовую поддержку проекту оказали не только российские компании, но и «ВР», а в разработке программного обеспечения для данного тренажерного комплекса, а также сценариев описанных коллективных тренингов, которые призваны дать специалистам необходимые профессиональные компетенции командной работы на будущих сложных объектах нефтяной промышленности, весьма заинтересованное участие приняли коллеги из «Шлюмберже» и «Хал-либртон». Это является безусловным свидетельством чрезвычайной актуальности нового подхода к подготовке кадров для нефтяной промышленности, предложенного губкинским университетом.