Своевременное и бесперебойное снабжение промышленного предприятия сырьем и материалами, необходимыми для выпуска той или иной продукции, является гарантом его стабильного функционирования. Поэтому выбор надежного контрагента в условиях современной конкуренции на рынке транспортных услуг по перевозке сырья и материалов становится одной из приоритетных задач предприятий, для которых процесс снабжения сырьем и материалами играет одну из ключевых ролей в процессе производства. В связи с этим возникает кредитный риск контрагента, который связан с финансовым состоянием самого контрагента (перевозчик, оказывающий с помощью транспортера ленточного транспортные услуги предприятию), его дебиторской и кредиторской задолженностью перед предприятием, его репутацией, историей существования и совместной работы с предприятием. Оценка данного вида риска позволит дать рекомендации предприятию о целесообразности заключения договоров с контрагентами, оказывающими транспортные услуги.
Основные проблемы
Для оценки кредитного риска контрагента необходима следующая информация:
- данные Баланса (Форма №1) и Отчета о прибылях и убытках (Форма №2) перевозчика на последнюю отчетную дату, заверенные штампом ФНС;
- дата создания юридического лица (на основании учредительных документов), отсутствие информации о банкротстве (ликвидации) перевозчика;
- срок совместной работы перевозчика с предприятием;
- данные об объеме оказанных услуг перевозчиком предприятию;
- доля перевозчика в общем объеме услуг данного вида, оказываемых предприятию.
Оценка кредитного риска контрагента проводится с использованием метода экспертных оценок {1} и с учетом:
- объема текущей (планируемой) сделки с контрагентом;
- истории существования перевозчика и совместной работы с предприятием;
финансово-хозяйственных показателей работы перевозчика.
Для оценки кредитного риска контрагента с учетом объема текущей (планируемой) сделки с перевозчиком рассчитываем следующие показатели риска:
- доля объема текущей (планируемой) сделки в общем объеме расходов на услуги данного вида. Показатель отражает значимость сделки для предприятия и рассчитывается как частное от деления объема текущей (планируемой) сделки (тыс. руб.) на общий текущий (планируемый) объем расходов на услуги данного вида (тыс. руб.);
- доля объема текущей (планируемой) сделки в общем объеме услуг перевозчика. Показатель отражает значимость сделки для поставщика и рассчитывается как частное от деления объема текущей (планируемой) сделки за период (тыс. руб.) на выручку от выполнения услуг перевозчиком (скорректированную на период сделки) (тыс. руб.). Для оценки кредитного риска контрагента с учетом истории существования перевозчика и совместной работы с предприятием определяем значения следующих факторов риска {2}:
- период совместной работы предприятия с контрагентом. Определяется как количество лет (месяцев) совместной работы;
- доля государства в уставном капитале перевозчика (%) определяет степень заинтересованности государства в повышении эффективности работы контрагента;
- срок существования перевозчика;
- принадлежность перевозчика к списку системообразующих предприятий РФ;
- наличие информации в СМИ о ликвидации и банкротстве.
Для оценки риска с учетом финансово-хозяйственных показателей работы контрагента рассчитываются:
- показатель рентабельности финансово-хозяйственной деятельности перевозчика, рассчитываемый как частное от деления его прибыли от оказанных услуг за последний отчетный период (тыс. руб.) на его прибыль за последний отчетный период (тыс. руб.);
- коэффициент покрытия, определяемый как частное от деления величины текущих активов перевозчика (тыс. руб.) на величину его текущих пассивов (тыс. руб.);
- показатель финансовой устойчивости контрагента, определяемый как частное от деления величины собственных средств перевозчика (тыс. руб.) на величину его валюты баланса на последнюю отчетную дату (тыс. руб.).