Вы понимаете камни? Признаюсь: мне не дано. Догадываюсь только, что минералы -- это целый мир. На Урале немало знатоков камня, что естественно. Жаль, что у меня не хватило ни веку, ни души, чтобы постигнуть самоцветы.
Река Миасс течет среди драгоценных камней. Рядом — знаменитые копи Ильмен с их кристаллами и друзами. А с другой стороны - Таганай, целая гора таганаита. (Огромная чаша из таганаита хранится в Эрмитаже).
На всем своем пути река "открывает" минералы.
Впрочем, что касается самоцветов, то все это - в былом. И нам ничего более не остается, как потешить себя свидетельствами предков.
В 1837 году разведочная партия под руководством Ф.Ср.Блюма открыла в бассейне небольшой речки Черемшанки месторождение циркона. Среди кристаллов оказался гигант, весивший более 8 фунтов (3,2 кг).
В 1835 году геолог П.А.Версилов заложил разведочный шурф на Косой горе, что находится сейчас в южной части Ильменского заповедника. Работу продолжал горный инженер Ф.Ф.Блюм. И уже вскоре были найдены богатые скопления топазов и аквамаринов. В первый же год было извлечено около 1 О фунтов (4 кг) драгоценных камней. С тех пор копь стала называться блюмовской. При углублении ее были обнаружены неизвестные ранее науке минералы. Только в одной этой копи оказалось около 30 минералов. Второго такого уникального минералогического пятачка нигде в мире пока не найдено
Сокровищница - так только и назвать долину Миасса. Река начинается с яшмового пояса, с его северной оконечности. У деревни Мулдакаева - - синяя яшма, цвета штормового моря. Ну, золото, само собой. Безвредный тальк Сыростана (где его нет в округе?) . Мрамор и известняки Тургояка. Ильмений, Миасский и уже помянутый Таганай-камни, славящие свою родину. Медь. Корунд у Селянкина...
В 1913 году А.Ферсман писал Вернадскому: "Сейчас возвращаемся из Ильменских гор в Екатеринбург. Объездили северную часть Ильменских гор, собрали интересный черный минерал у Селянкина и осмотрели ряд копей у Ишкуля. Сегодня посетили Савельев Лог и едем в Екатеринбург. Осмотрели асбест в долине Миасса".
Ученые ездили сюда, как на экскурсию.
Колодец, дудка, копь, шурф, шахта, рудник, карьер, разрез -какие, однако, уральские слова. Не утихает на Урале страсть к копанию. Лопата, правда, давно отброшена, ковшом роем. И все меньше драгоценных кристаллов, все больше кубометров сырья. Все глубже раскопы, все выше отвалы.
И все-таки едешь вдоль Миасса с таким ощущением, что вокруг тебя сказочно богатая земля. Наверное, если поискать, тут можно найти все, что твоей душе угодно. Только жаль это трогать, рушить. Может быть, горы, леса и реки дороже самоцветов, пусть и невероятно драгоценных.