По следам основателя Челябинска

Землепроходцы
пришли босые, топором прорубая путь,
не забудь же их, моя
Россия, добрым именем вспомянуть...

2 сентября 1736 года полковник Тевкелев "на реке Миясе в урочище Челяби заложил город", оставил для его строительства надежную команду и отбыл в Чебаркульскую крепость. Кто были, по имени, первые строители Челябинска краеведам пока разгадать не удается. А об основателе города уже известно многое. Предки его, выходцы из "орды", некогда принявшие русское подданство, так как родословная Тевкелевых уничтожена во время Пугачевского восстания. Кутлу Махамет, сын Мамеша, после крещения взял себе имя "Алексей Иванович Тевкелев" и верой, и правдой всю свою жизнь служил самодержавию. При Петре Первом он состоял старшим переводчиком по секретным делам, здесь и проявил себя мудрым политиком.

В 1730 году хан Малой Орды Абулхаир-хан изъявил желание принять подданство России. По воле государыни А.И.Тевкелев был срочно командирован во главе делегации для переговоров с ханом. По прибытии в Орду он обнаружил, что многие старшины не разделяют решение хана и не хотят присоединяться к России. Они несколько раз пытались убить его и посланников русского царя.

Через два года, не имея вестей от Тевкелева, коллегия иностранных дел выделила уфимскому воеводе 1000 рублей для его выкупа. Но неожиданно Тевкелев в Уфе объявился сам, да не один, а с сыновьями Абулхаир-хана. Находясь в Орде, он проявил себя умным, находчивым дипломатом и сумел склонить ордынцев к принятию русского подданства и убедить их в полезности строительства города Оренбурга.

По возвращении из Орды А.И.Тевкелеву пожаловали чин полковника и назначили помощником И.К.Кирилова начальника экспедиции по строительству города Оренбурга и крепостных сооружений на границе Башкирии. С этого момента А.И.Тевкелев становится правой рукой наместника огромного степного края. И.К.Кирилов вскоре заболел чахоткой и постоянно находился в Самаре, где размещался в то время центр управления Оренбургским краем. Руководство перешло фактически в руки А.И.Тевкелева. В 1737 году И.К.Кирилов умер. На его место заступил В.Н.Татищев, начальник уральских заводов, который и ранее был знаком с Тевкелевым и всегда предпочитал советоваться только с ним.

Но взаимоотношения Татищева и Тевкелева складывались непросто. Известно, что Тевкелев, вызванный в Петербург для участия в переговорах с прибывшим туда послом Персии подал жалобу на Татищева, ранее он называл его изменником.
В 1 739 году Татищева заменил князь Урусов, а в 1 742 году Оренбургским губернатором стал И.И.Неплюев, прозванный впоследствии Петром Первым Оренбургского края, который серьезно испортил отношения с Абулхаир-ханом. И Тевкелеву пришлось вновь проявить свои дипломатические способности для нормализации отношений с киргиз-кайсаками.

Знание И.Тевкелевым языка и обычаев киргиз-кайсаков и башкир, в сочетании с тонким, проницательным умом, делали его в этом крае незаменимым чиновником, проводником политики на Востоке. В 1742 году за прекращение Башкирского бунта императрица пожаловала ему чин бригадира, а в 1755 году чин генерал-майора. Екатерина Вторая, прежде чем принять решение по восточным делам, часто находила нужным вначале узнать мнение Тевкелева. То же самое она советовала делать своим подчиненным, канцлеру князю Голицыну, например, в 1736 году рекомендовала посоветоваться с Тевкелевым по поводу киргиз-кайсаков Средней Орды — "он много полезного знает".

В 1762 году Д.В.Волков при назначении его на должность Оренбургского губернатора пытался отказаться от такой чести, объясняя императрице, что там же есть А.И. Тевкелев. А став губернатором, жаловался, что у киргизов и башкир ходят слухи, "что скоро прийдет Тевкелев и будет губернатором и поэтому Волков не пользуется достаточным авторитетом в этом крае". Слухи эти имели вполне конкретное обоснование. Еще в декабре 1762 года киргиз-кайсакский хан Нурали писал канцлеру: "Приведение в русское подданство киргиз-кайсакского народа генералом Тевкелевым, последний, зная обыкновения киргизов, находясь с ними в постоянных сношениях и переговорах, содержал их в покое, по отбытии же его из Оренбурга, находящиеся там командиры киргизских обыкновений не знают и таких порядков, кроме разорения, не оказывается. И хотя я с ними ежегодно встречи имею, но они моего языка не знают, а я их не разумею... Поэтому прошу милости императрицы для спокойного жития киргиз-кайсакских рабов ее указать "Отпустить в Оренбург Тевкелева".

Но А.И.Тевкелеву уже было много лет, и 5 июля 1763 года на это предложение он ответил, что уже стар и немощен и не поедет в Оренбург по своей воле, но если ее императорское величество пошлет, то он даст свои соображения. А далее А.И.Тевкелев пожаловался, "что так много работал, а наград за это не имеет". Императрица после некоторых раздумий дала указание вице-канцлеру оставить генерал-майора Тевкелева в покое. Позднее, когда Алексея Ивановича уже не стало, она не раз говорила в своем окружении: "Жаль, что нет Тевкелева", "как жаль, что нет у нас там такого человека, как Тевкелев".

Уйдя в отставку, он пытался стать заводовладельцем, построил медеплавильный завод, который под названием Варзино-Алексеевского просуществовал до конца XVIII века. Умер основатель города Челябинска незадолго до начала крестьянского восстания под водительством Е.И.Пугачева. Его сын Юсуп, по-русски Осип, будучи секунд-майором в отставке, по своей инициативе возглавил башкирский отряд и направился на борьбу с мятежниками, но в пути башкиры убили своего командира и перешли на сторону восставших.

Сын Осипа лейб-гвардии конного полка рейфрейт-капрал Шигин Гарей, по-русски Петр Осипович Тевкелев, наследовал от отца земли и крепостных крестьян: 897 душ в Уфимском наместничестве, 1 1 30 — в Вятском и 83 — в Рязанском.

Тевкелевы считались крупными землевладельцами России. Известный естествоиспытатель и путешественник П.С.Паллас, посетивший имение Тевкелева в деревне Терси из ста домов, отмечал, что три последние деревни принадлежат генерал-майору Тевкелеву, населены татарами. В них образцовый экономический порядок, сам генерал пребывает в деревянном весьма хорошо построенном доме. В "Полном географическом описании нашего Отечества", изданном в Петербурге в 1914 году, имение Тевкелевых указывается в 40 верстах от ст. Чишмы в с. Килимово. Но главное имение А.И.Тевкелева, по-видимому, находилось в селе "Староболтачево, которое было пожаловано князю Тевкелеву вместе с 1000 душ татар императрицей Анной Иоанновной". Татары, отданные в подданство А.И.Тевкелеву, долго не могли смириться со своим положением и бунтовали до 1802 года, когда их выступление было жестоко подавлено.

После смерти А.И.Тевкелева его имя в России стало упоминаться все реже. В 1870 году промелькнули в печати сообщения: "Тевкелевы магометанского исповедания, один из них и теперь служит муфтием в Уфе", "в 1896 году членом отделения дворянского банка в Уфе был полковник Кутлу Махамет Батыргареевич". Но был ли знаменитый генерал их далеким предком -- неизвестно.

Группа челябинских краеведов в 1991 году поставила задачу: попытаться найти прямых потомков А.И.Тевкелева и место его захоронения. Уже сделаны необходимые приготовления и договоренность во время отпуска прошагать по следам генерала. Но начавшиеся в стране реформы так взвинтили цены на проезд, что энтузиастам пришлось вначале отложить свою экспедицию, а затем совсем отказаться от нее. Так и не знают сегодня челябинцы, где покоится прах основателя их города.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.