Первые граждане Челябинска

В 1739 году в Челябинске жил Михаил Петрович Сажин 46 лет с женой Аграфеной Михайловной 30 лет. "До возраста" Михаил рос в отцовском доме в Ярославле, но был выслан в Петербург в 1719 году, где работал лапотником. Правда, всего три месяца. И был "отпусчен с государевой работы". Десять лет жил в Петербурге "своею волею", а потом уехал в Казань, где провел пять лет. После Казани попал в Уфу, где был погонщиком при Оренбургской артиллерии, наконец полковником Тевкелевым записан в Челябинскую крепость.

В северной столице Михаил Сажин обитал при Петре I. Столица была молодая, на глазах украшала себя каменными нарядами. Но не стал Михаил столичным жителем. Видно, не давала ему покоя охота к перемене мест, вынесло его на восточный край государства, в только что сбитую крепость у соснового бора, у чистой реки.

Среди первых жителей Челябы был и Родион Ефимович Метелев / году с женой Устиньей 19 лет. Родом он из Вятской провинции, деревни Косых, откуда его брат Филипп, солдат, вывез в Уфу. В возрасте 16 лет Родион ходил в поход с полковником Тевкелевым в Оренбург извозчиком в артиллерии. Оттуда с Тевкелевым же дошел до Точенской слободы, и тот же Тевкелев в 1736 году записал его в Челябинскую крепость.

Еще одного из первых челябинцев звали Антипом Дементьевичем Смирновым. Было ему 48 лет. Без жены и без детей. Сам он из Нижегородской губернии из-под Балахны, дворцовый крестьянин. Воспитывался у родственников, а когда подрос, лет тридцать ходил по Волге, кормился работой, которая подвернется. С Волги перебрался на Яик, а с Яика - на завод Демидова. Но там продержался всего год - записался в Челябинскую крепость.

Так можно рассказать обо всех первых жителях Челябинска. Дело в том, что в 1739 году все население Челябинской крепости было внесено в переписную книгу. Она сохранилась в архиве древних актов в Москве. Челябинский краевед И.В.Дегтярев в свое время переписал ее и сохранил. Благодаря ему, мы имеем документ, с которого, собственно, и начинается история Челябинска.
Первопоселенцы, конечно, были рисковыми людьми - из тех, кто уже успел помотаться по белу свету, кто знал толк в приключениях, чья бродяжья кровь гнала с места на место. Наверное, это были незаурядные люди, с характером и норовом. Не удержусь упомянуть еще несколько фамилий.

Петр Семенович Плотников 26 лет, жена Парасковья 25 лет. Дочь Алена одного году. С Петром жили старики - отец 80 лет, мать лет, а также братья: Исак 35 лет, Федор 1 8 лет и Мирон 17 лет. У Исака была сорокалетняя жена, а у них дочь Софья 14 лет, сыновья Антон 9 лет и Михаиле 3 лет. Брат Федор был женат на Матрене 18 лет.

Бросается в глаза, что жена Исака Авдотья старше мужа на пять лет. Это довольно частый случай. Видимо, в те времена в наших краях женщин было меньше, чем хотелось бы. Да и во все времена в дальних гарнизонах и заставах мужики не очень разборчивы. Но и тогда случалось, что старик брал молодуху.

Стариков среди первопоселенцев было не очень много, но попадались старцы в весьма почтенном возрасте. Например, те же родители Петра Плотникова. Его мать Настасья Осиповна родилась в 1658 году. Это же при патриархе Никоне! При царе Алексее Михайловиче! Когда по Руси гулял Стенька Разин, Настеньке было 12 лет. А когда русские сражались со шведами под Полтавой, ее уже выдали замуж за Семена.

Без жены и без детей прижился в крепости Таврило Ильич Сивов, 80 лет. Колоритна чета Герасимовых. Трудно поверить, но у Антипа Антоновича 84 лет и Лукерьи Ларионовны 80 лет были такие дети: "Леонтей" 25 лет, Яков 20 лет, "Савелей" 5 лет. Порода - на зависть. У потомков, понятно, кровь пожиже.

В 1739 году в Челябинске было 178 детей до 5 лет. По улицам крепости бегало 150 детей от 5 до 10 лет. Детей до 15 лет было 60 человек, а всего - 389 детей.

Далеко ли от нас то время, первая половина XVIII века - 250 лет. Сколько будет "пра", чтобы выследить родство? Возьмем для примера Ивана Федоровича Смирнова, 60 лет. Жена Мария Ивановна на 20 лет моложе. Тоже не держались одного места, лет тридцать меняли "адреса", "а где сколько жил, про то сказать не может, понеже по многу времени не живал". Предположим, что в Челябинске Смирнов осел прочно. У него в 1739 году родился сын Иван, который вполне мог дожить до конца века. Предположим также, что Иван и его потомки проживут по 60 лет, а в 30 родят по сыну. Значит, сын Ивана родится в 1770 году и доживет до 1830 года. Много чего произойдет в его жизни: отцарствуют Екатерина II и Александр I, казнят Пугачева, пройдет Отечественная война и повесят декабристов.

Внук Ивана родится в 1800 году и доживет до крестьянской реформы. Правнук Ивана родится в 1830 году и застанет Николая II, праправнук (1860-1920), возможно, будет участником всех трех русских революций, прапраправнук загорится идеей построить социализм в отдельно взятой стране, а прапрапраправнук (1920-1980) будет штурмовать Берлин, а его сын жив по сей день, может быть, ему довелось красить Белый Дом после неудачного штурма.

И последнее имя: Андрей Леонтьевич Уржумцев, 25 лет. Жена Татьяна, трое детей. Из них выделим Максима 8 лет. 5 января 1774 года в Челябинске ввиду близости войск Пугачева вспыхнуло восстание, которое возглавили Максим Уржумцев и Наум Невзоров. Восьмилетний мальчишка через 34 года вполне мог возглавить восстание и умереть под пытками.

Интересно выяснить, откуда народ съехался в Челябинскую крепость. На этот счет есть почти полная ясность. Можно сказать так: с северо-востока. Точнее - с берегов Исети. Еще точнее: 73 семьи (из 184) из-под Шадринска и 30 семей из Долматовского монастыря. Десять семей из Теченской слободы, итого - 1 1 3 семей. Вокруг Шадринска было много сел и деревень, заселенный во второй половине XVII века, оттуда-то и съехались поселенцы. Из села Замараевского - 1 1 семей (Колмогорцев, Казанцев, Черных, Шилов, Минкин, Русин, Шерстнев), из деревень Деминой, Мыльниковой, Першиной, Воробьевой - по 5 семей, из деревень Кривской, Сухринской, Атяшевой - по 4 семьи. Можно сказать, что Челябинск с Шадринском связывали родственные узы, они истиные братья, причем за старшего брата - Шадринск.

В Челябинской крепости были пришельцы и из более далеких мест, из Сибири, например. Так, 29 семей прибыло из :уберний Сибирский, Краснослободской, Буткинской, Ирбитской. Более всего из Краснослободской - Шумилов, Варлаков, Завьялов, Хорошавин, Сазонов, Мохирев, Папулов.

Начиная с XVIII века в России перепись населения проводилась регулярно. Можно в архивах Оренбурга, Челябинска, Уфы и Екатеринбурга отыскать списки, найти свою фамилию и проследить ее историю до сегодняшнего дня.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.