Все основные этапы жизни гандбольной команды "Полет" - ее рождение и становление - связаны с именем одного человека. Человека, которого не стало с нами...
Владимир Тюрин. Это его команда. В 1976 году он создал ее практически из ничего, в 1979 году - вывел в высшую лигу страны, да так, что она закрепилась в ней не просто надежно, а супернадежно. Все нынешнее руководство "Полета": Николай Янченко, Владимир Голубков, Мевлудий Чачибая - ученики Владимира Григорьевича. Алексея Французова. Эдуарда Москаленко, Станислава Куличенко, нынешних лидеров, он тоже успел потренировать.
Тюрин жил только интересами команды. И все это время рядом с ним была его жена Любовь - первая помощница, советчица, утешительница. О ней говорят только с искренней нежностью: "Такая интересная женщина! Вокруг нее только доброжелательная обстановка, уют и тепло". А знают Любовь Тюрину абсолютно все, кто знал ее мужа. Ведь она разделила с ним жизнь, а значит - и гандбол.
- До 1931 года Владимир Тюрин жил в Свердловске. Потом, переехав в Челябинск, закончил ЧВВАКУШ и в 1943 году девятнадцатилетним мальчишкой попал на фронт. Служил в бомбардировочном полку дальней авиации, дошел до Берлина... - рассказывает Любовь Тюрина.
Вспоминая о том, когда же спорт стал основным делом в его жизни, Любовь Ивановна отметила, что любил он его всегда. И хотя основным профилем Владимира Тюрина сначала были лыжи, не нашлось, наверное, такого вида, которым бы он не занимался.
- У него было столько различных удостоверений перворазрядника, что по памяти даже трудно все перечислить. Во всех соревнованиях он принимал участие. Нужно было - надевал кроссовки, нужно - шиповки.
- Он по собственным расчетам построил сорокаметровый трамплин, - продолжает Любовь Ивановна, - и опробовал его сам. Мне заранее не сказал, что собирается его испытывать лично, и когда я увидела, как он забирается на лыжах в гору, то чуть с ума не сошла. Стою с семи- и двухлетней дочками и представляю самое плохое...
- Откуда набрал Владимир Григорьевич первых своих игроков для команды "Полет"? Отовсюду: из ЧПИ, из Снежинска, где там была уже в то время гандбольная команда. Кстати, Мевлудий Чачибая как раз из этого города. Помню его удивительные броски: встанет спиной к воротам, нагнется и через ноги пустит мяч. Никто ничего понять не успевал: куда же мяч-то делся? А он - уже в сетке. Были в команде ребята из Воронежа, Омска.
Николай Янченко и Владимир Голубков приехали из Подмосковья. Многие из них его подопечные жили в общежитии, и Владимир Григорьевич за ними присматривал.
- Он ввел строгую дисциплину: ни один из гандболистов не пил и не курил. Для многих был, наверное, вторым отцом. С ним советовались, делились планами. V нас вообще взаимоотношения с ребятами были такими теплыми, что даже сейчас, когда они меня встречают, радуются! Все были в нашем доме. Мы старались, чтобы мальчишки, особенно приезжие, почувствовали семейное тепло, домашнюю атмосферу. Всегда навещали с Владимиром Григорьевичем заболевших. К Олегу Акуленко ездили на присягу: он служил в армии в Чебаркуле. И к Игорю Алешину туда же приезжали. И у всех-то мы на свадьбе были, и со всеми родителями перезнакомились.
В 1985 году Владимир Тюрин перенес второй инфаркт. Врачи запретили ему работать. Он ушел из команды.
- Ушел физически, - продолжает Любовь Ивановна, - а в мыслях всегда был с командой. Следил за выступлениями, подсчитывал очки, вел дневники. А в 1988 году, когда "Полет" попал в сложное положение, грозило расставание с высшей лигой, Владимир Григорьевич решил вернуться в команду. Я, конечно, была против - муж был болен. Но его слова: "Я лучше умру на скамейке в зале, чем буду просто так смотреть и переживать", - помнят сейчас многие.
Владимир Григорьевич не раз был со своей командой за границей Играли ребята в Эфиопии, Югославии, Польше, Чехословакии. Последняя его поездка, в Германию.
Вернулся в Челябинск он 4 января 1990 года. 9 января у него был третий инфаркт. 11 января - Владимира Григорьевича Тюрина не стало... — Я думаю, что и эта злосчастная поездка на него тоже повлияла, -продолжает Любовь Ивановна. Он приехал такой расстроенный и потрясенный. Представляете: в 1945 году победили Германию, а сейчас "уничтоженный и разгромленный тогда враг" живет лучше, чем мы! Владимир Григорьевич мне даже не успел все рассказать. Ему так было обидно за наш быт, отношение к жизни...
А полетовцы в тот год, продолжая выступления в чемпионате уже без Тюрина, сказали: "Мы должны сейчас только побеждать. Оставшись без главного тренера, иначе просто не можем играть". И побеждали.
Жизнь продолжается. Сейчас в "Полете" играют новые молодые спортсмены, тренируют команду другие тренеры. Но то мастерство, которому научил Владимир Тюрин, то тепло, что он вместе со своей женой дал ребятам, никогда никуда не исчезнут.
Игроки его очень любили-боевой офицер, справедливый мужик!
* Папой* назовут не каждого тренера! Преклоняюсь!