Местное самоуправление и гражданское общество

Местная власть максимально приближена к населению, затрагивает интересы каждого человека, решает большинство его насущных проблем. Являясь публичной властью, местное самоуправление одновременно выступает и формой самоорганизации граждан. Оно является мощным катализатором создания гражданского общества, поскольку сознательное участие граждан в формировании достойных условий жизни способствует формированию у них ответственности за решение местных проблем, тем самым повышает их общую социальную и гражданскую активность.

Основные задачи органов местного самоуправления по формированию гражданского общества:

  1. Образование и активное вовлечение в политический процесс территориальных добровольных объединений граждан, которые будут публично заявлять о своих целях и интересах, открыто вести диалог и сотрудничать со СМИ, политическими партиями и соответствующими комитетами в законодательных органах и отчитываться перед населением.
  2. Вовлечение граждан через взаимодействие с органами местного самоуправления в принятие управленческих решений органов власти, создание реальных механизмов контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления, самоорганизация граждан для решения вопросов местного значения.
  3. Обеспечение сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления населения, законность в организации и деятельности местного самоуправления, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, гласность деятельности местного самоуправления, государственную гарантированность местного самоуправления.
  4. Создание необходимых условий для проявления инициативы и активности граждан, которые обеспечат развитие самоуправления с учетом организационных, градостроительных, финансовых, информационных и правовых условий.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в городе является формой самоорганизации граждан по месту жительства и формой участия населения в местном самоуправлении. Растет авторитет комитетов территориального общественного самоуправления среди населения, увеличивается число людей, работающих с ними. Жители микрорайонов признают, что работа комитетов оказывает значительное влияние на развитие территорий, объединяя население на выполнение задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов.

Основными направлениями органов местного самоуправления Челябинска по развитию органов ТОС и взаимодействию с некоммерческими организациями являются:

  1. Организация эффективного взаимодействия Администрации города с общественными объединениями и некоммерческими организациями, действующими на территории Челябинска.
  2. Совершенствование нормативно-правовой базы в части соответствия задач и функций субъектов территориальной организации местного самоуправления; приближение местной власти к населению, эффективная реализация органами местного самоуправления интересов населения.
  3. Для более эффективного использования потенциала системы территориального общественного самоуправления, общественных объединений необходимо предусмотреть:
  • расширение системы территориального общественного самоуправления: общие собрания (сходы), конференции жителей, опросы населения, иные формы непосредственной демократии; органы ТОС (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.). Территории, на которых действуют органы общественного самоуправления, устанавливаются по предложению жителей администрацией и утверждаются представительным органом местного самоуправления. Органы ТОС создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления;
  • совершенствование механизма взаимодействия структурных подразделений администраций всех уровней с общественными объединениями и органами ТОС;
  • введение в практику делегирования полномочий для решения вопросов местного значения КТОСам либо принятие решений с учетом мнения органов ТОС;
  • оптимизацию сферы действия комитетов ТОС в Челябинске;
  • привлечение в органы ТОС образованных, грамотных и желающих работать граждан города;
  • увеличение актива комитетов ТОС (старшие по улицам, домам, подъездам, члены советов или комитетов микрорайонов, жилищных комплексов, советов или комитетов улиц, кварталов, домов и т.п.) и вовлечение жителей города в территориальное общественное самоуправление;
  • улучшение материально-технического оснащения комитетов ТОС, развитие финансовых и информационных ресурсов, соответствие материальных и финансовых ресурсов ТОСов их компетенции;
  • развитие и поддержку конструктивных инициатив комитетов ТОС, общественных объединений, некоммерческих организаций и жителей города.

4. Обеспечить участие органов ТОС в формировании среды жизнеобеспечения, приспособленной к нуждам и запросам населения. Соответствующее участие может заключаться:

  • в непосредственном контроле за реализацией жилищных градостроительных и других проектов, обеспечивающих качественную застройку и обслуживание территории;
  • в контроле за деятельностью тех организаций, которые призваны обеспечить нормальную эксплуатацию жилого фонда;
  • в работе по озеленению, охране порядка и др.;
  • в организации малых форм бизнеса, которые наиболее полно позволили бы учитывать запросы населения;
  • в создании потребительских обществ, различного рода кооперативов, которые могли бы реализовывать товары с минимальной торговой наценкой;
  • в организации досуговых центров, клубов по интересам, товариществ взаимопомощи;
  • в создании различного рода родительских и других объединений, которые смогли бы установить более тесные отношения между семьей и школой;
  • в привлечении детей и подростков к общественно полезной деятельности (помощь престарелым и инвалидам, уборке территории и т.д.).

Организация обеспечения такой инициативы органов ТОС, согласования интересов различных социальных групп населения для осуществления необходимого социального контроля территориального самоуправления будет способствовать формированию реальной территориальной общности, в рамках которой более успешно налаживаются контакты между поколениями, осуществляется воспитание детей и молодежи.

Прокомментировать

Рубрика Общество

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.