С каждым годом наблюдается рост различных форм девиантного поведения, прослеживается тенденция к увеличению числа детей, склонных к девиациям. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат нестабильной ситуации в социуме: политической, социально - экономической и экологической. Стоит отметить усиление влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи. Усугубляют ситуацию неблагоприятные семейно - бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Все это подрывает веру ребенка в себя и как результат уход в девиантные формы поведения. Девиации могут стать для ребенка средством получения положительных эмоций, способом общения, а также и источником распространения деструктивных моделей поведения в среде детей и молодежи.
Вопросами девиантного поведения занимались такие ученые как Г. Парсонс, М. Вебер, Ч. Беккарло, и другие. Среди отечественных исследователей можно выделить В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина и др.
Не умоляя достоинств множества подходов к исследованию девиантного поведения, отметим, что проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения. Затянувшийся общественный кризис усиливает внимание к данной проблеме. Становится очевидным необходимость проведения исследований в рамках вопроса девиантного поведения, а также разработки мер профилактики и коррекции.
Исходя из выше изложенного, нами было проведено исследование, целью которого было разработать и апробировать психологическую коррекционную программу, направленную на коррекцию девиантного поведения и экспериментальным путем оценить ее эффективность.
В исследовании приняли участие 40 несовершеннолетних подростков в возрасте 15 - 16 лет, составляющие группу риска. На основании первичной диагностики, испытуемые были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную, по 20 человек в каждой.
В соответствии с целью работы была разработана программа исследования, в рамках которой были использованы следующие методики: 1. Определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел; 2. Опросник на выявление агрессивного поведения Баса - Дарки; 3. Тест - опросник «Аддиктивная склонность»; 4. Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса [1; 3].
Исследование включало следующие этапы:
- Констатирующий этап: диагностика девиантного поведения.
- Формирующий этап: проведение коррекционной работы, направленной на коррекцию
девиантного поведения в экспериментальной группе. - Контрольный этап: диагностика девиантного поведения после проведения коррекционной работы.
Полученные данные статистически обрабатывались с использованием различий между группами по Т - критерию Стьюдента; проверки различий между двумя выборками парных или независимых измерений по уровню какого - либо количественного признака по Т -критерию Вилкоксона с помощью пакета программ STATISTICA 10.0 [2].
Проанализировав результаты первичной диагностики, мы определили, что у подростков отмечается высокий уровень агрессивности, выраженные признаки склонности к зависимому поведению, цинизм. На основании данных диагностики мы разделили выборку на две идентичные по рассматриваемым показателям группы. Отсутствие различий в группах было подтверждено использованным нами Т - критерием Стьюдента.
На формирующем этапе с испытуемыми экспериментальной группы была проведена коррекционная работа. Нами была разработана программа, задачами которой являлись: повышение психологической и социальной адаптации девиантных подростков, гармонизация эмоциональной сферы личности подростка, повышение личностного статуса школьника. Программа включала 24 занятия, продолжительностью 45 - 60 минут каждое. Частота встреч составляла 1 раз в неделю. В рамках программы использовались арт -терапевтические техники, музыкальная терапия, бихевиоральные техники, тренинговые упражнения и ролевые игры.
Повторная диагностика на контрольном этапе исследования позволила определить, что результаты: подростков из экспериментальной группы значительно улучшились. Снизились показатели агрессивности, признаки склонности к зависимому поведению, цинизма. Статистическая значимость положительных сдвигов была доказана Т - критерием Вилкоксона.
Результаты: проведенного исследования позволили сделать нам следующие вьшоды: 1. Психологическая коррекционная работа способствует снижению уровня девиантных проявлений несовершеннолетних.
2. Задачи психологического вмешательства, направленные на девиантных несовершеннолетних, должны включать в себя следующие аспекты:
- формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление,
- стимулирование положительных изменений,
- создание благоприятных социально - психологических условий для личностных изменений.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что профилактика девиантного поведения и коррекционная работа должны стать обязательным элементом психологического сопровождения детей подросткового возраста.
Список использованной литературы
- Диагностика здоровья. Психологический практикум [Текст] / под ред. проф. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2011. - 950 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2000. - 350 с.
- Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Институт Психотерапии, 2002. - 490с.
Автор: Шабаева А.В., к.психол.н., доцент кафедра прикладной психологии и девиантологии ФГБОУ ВО БГПУ им. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация