Современные IT продукты как способ оптимизации

Современную логистику и управление цепями поставок невозможно представить без слаженной поддержки со стороны информационных продуктов. Мобильные приложения, сайты, базы данных, с опорой на качественные телекоммуникационные услуги дает конкурентное преимущество участникам цепи поставок для улучшения позиций на рынке [1].

Основные информационные продукты в логистике можно разделить следующим образом:

  • в интернет-технологии обмена данными;
  • в IT-решения для MRP, ERP, CSM и других систем управления;
  • в Фсистемы слежения за перемещением (транспорта, груза).

Так, например, в области морских контейнерных перевозок отчетливо намечается тенденция к снижению затрат в сфере человеческих ресурсов, сокращению сотрудников для работы с клиентами и переходу к электронному документообороту.

Лидирующие компании в области контейнерных морских перевозок уже полностью перешли на электронное размещение на сайте компании, при помощи интернет технологий, букингов по оборудованию и местам на судах, форкастов по планам организации работы с грузом грузоотправителей, выпуску необходимых транспортных и финансовых документов. Участие человека со стороны перевозчика в этом случае сведено к минимуму, чего нельзя сказать о стороне грузоотправителя. Можно надеяться, что с течением времени, будет найдено решение, позволяющее автоматизировать процесс передачи данных.

Зачастую морские линии организуют для всех грузоотправителей и грузополучателей современный сервис в виде сайта компании и его компактной версии в мобильном приложении.

Что касается производственных предприятий, то их деятельность тоже усовершенствовалась в настоящее время. Уже сейчас можно наблюдать, как большинство глобальных промышленных предприятий строит свою модель выработки продукта на основе конвейерного производства. Каждый работник линии, воспринимается как технологическая часть этого процесса и выполняет одну операцию в рамках своего участка деятельности. Контроль за выполнением действий сотрудников почти полностью поручен современным информационным системам. Посредством роботов и видеоконтроля, различных систем и датчиков, деятельность человека контролируется несколько раз, исключая ошибки или сводя их появление к минимуму.

Другим важным моментом является тот факт, что современные информационные системы позволяют хранить в себе историю всех случившихся ошибок. В дальнейшем использование этих данных для предоставления менеджменту предприятия статистики, на основе которой производитель сможет оценить уязвимое место и усовершенствовать его с целью исключения сбоев в работе.

На данный момент, большая часть того, что окружает современного человека: мебель, гаджеты, бытовая техника, автомобили производятся посредством конвейерного производства. Данный тип производства позволяет сделать выпуск продукции наукоемким, и что самое важное – быстрым и точным. По прогнозам аналитиков, производства в ближайшее время будут полностью автоматизированы [2].

Все эти действия приводят к небывалому росту скорости производства 1 единицы продукции. Такт выпуска с линии конвейера технически сложных товаров порой достигает значения меньше одной минуты.

Что касается управления информационным потоком, то и здесь нужно оценить возросшую оперативность. На данный момент можно отчетливо проследить, на сколько информационные продукты ERP-систем помогают сотрудникам компании в автоматизации всех процессов планирования и управления при создании материальных ценностей. Благодаря IT-решениям у поставщиков появилась возможность в режиме реального времени отслеживать запасы фокусного предприятия. Благодаря информации о планах производства отделы маркетинга и сбыта могут скорректировать план сбыта и определить необходимые акции для товаров с периодом хранения, превышающего норматив. Склад готовой продукции может оперативно получать информацию о входящих поставках, количестве свободных мест на складе, необходимости привлечения дополнительных человеческих ресурсов для обработки как входящего, так и исходящего материальных потоков.

На примере оценки аналитиков, внедрение аналитического продукта SAP for Retail на площадке группы компаний «Детский Мир» позволило сократить расходы на административные, коммерческие и общехозяйственные расходы с 31% до 23,7% от выручки [3].

Благодаря новым проектам в области IT-технологий, можно отслеживать статус груза в пути, строить свою работу на основе данных прогноза прибытия груза на склад клиента, оперативно решать вопросы, в случае возникновения ситуаций форс-мажора, таких как изменение погодных условий в худшую сторону, возникновение сложных транспортных ситуаций (заторы на автомобильных трассах, штормовое волнение в порту прибытия, нелетные погодные условия или сложные для проезда железнодорожным транспортом условия).

На примере разработок компании Transporeon, специалисты по логистике, находясь в сотне километров от места происшествия, благодаря новым технологиям, таким как GPS-отслеживание транспортного средства, в режиме реального времени могут получать информацию о статусе груза, иметь доступ к транспортной и сопроводительной документации, которая может прилагаться к заказу через приложение и будет доступна всем участникам логистической цепочки [4].

Эти данные помогут сторонам, участвующим в передаче товарно-материальных ценностей, скорректировать план продаж или производства, внести изменения в план дальнейшего распределения грузопотока в случае, если партия необходимого товара задерживается, позволит оперативно решать проблемы операционного контроля.

Тем не менее, человеческий труд необходим для производства всех операций, связанных с управлением цепью поставок: от решения задач в небольшом дивизионе, до организации слаженной работы всей цепи. От этого зависит коммерческий успех предприятия.

Современные информационные технологии ограничивают сотрудников компании от производства несанкционированных действий и предоставляют им полный набор информации для принятия того или иного решения в цепи поставок.

Роль человеческого влияния здесь достаточно велика в связи с тем, что за каждым менеджером закреплено управление несколькими процессами. С его деятельностью может быть связан ряд операций в материальном, финансовом и информационном потоках.

Экспертные системы, которые способны решать задачи по определению лучших поставщиков, отвечающих критерию «цена-качество», выбора способа доставки груза с минимальными логистическими затратами, доставить готовый продукт точно в необходимое время, не растрачивая при этом бюджет, выделенный на логистику, капиталоёмки, требуют большого объема знаний.

Человеческие ресурсы по-прежнему нужны там, где необходима гибкость мышления, знание большого числа инструментов по решению задач, прогнозирование результатов деятельности.

В качестве вывода хотелось бы отметить следующее: современные IT-технологии позволяют логистам принимать более взвешенные решения на основе массива данных, поступающих из разных информационных продуктов. Работа специалиста по логистике в сфере транспортных услуг, организации работы склада, управления производством, закупками или дистрибуцией в целом упрощена. Значительная часть рутинных операций: получение и проверка счетов за транспортные услуги, запрос котировок, заказ необходимого транспорта, организация доставки тех или иных материальных ценностей – стали происходить в автоматическом режиме.

Таким образом, можно однозначно сказать, что скорость информационного потока в логистике еще не достигла своего максимума, но, важно отметить, что существующие сейчас способы транспортировки материальных ценностей на порядок ниже скоростей, с которыми эти транспортировки планируются или корректируются, и с какой скоростью происходит обмен данными.

Подводя итоги, можно сделать вывод о целесообразности и необходимости внедрения информационных продуктов в систему работы предприятия, с целью экономии человеческих ресурсов компании, а также оптимизации рабочих процессов специалистов по логистике.

Оптимизация информационного потока средствами информационных продуктов является важнейшей задачей современных предприятий. Несмотря на разнообразие методов и решений в этой области, необходимо учитывать финансовые резервы компании, а также возможности современных информационных технологий, направленных на упрощение обмена данных с клиентом и созданию удобного сервиса для обеих сторон.

На основе анализа рынка информационных продуктов можно сделать вывод о приоритетности использования таких методов как внедрение интернет-технологий в документооборот между фокусной компанией и клиентом, введение электронных систем планирования ресурсов предприятия, а также подключение к интернет-порталам с возможностью слежения за перемещением доставляемого груза.

Данные решения позволят компаниям достичь конкурентного преимущества перед другими участниками рынка, за счёт предоставления более гибкого и клиентоориентированного сервиса.

Список использованных источников:

  • В Исследование Oxford Economics и SAP: 84% глобальных компаний считают цифровую трансформацию критичной для выживания: [Электронный ресурс] // SAP CIS Пресс-центр / URL:https://news.sap.com/cis/2017/07/20/%d0%b8%d1%81%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0% b4%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-oxford-economics-%d0%b8-sap-84-%d0%b3%d0%bb%d0%be%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%bf%d0%b0/ (Дата обращения: 17.04.2018).
  • В Мануков C. Adidas возвращает часть производства из Азии в Германию // Эксперт-online. - 2016 [Электронный ресурс] / URL http://expert.ru/2016/05/26/adidas / (Дата обращения: 17.04.2018).
  • В ПМЭФ-2017: «Детский мир» инвестирует 260 млн рублей в развитие проектов SAP: [Электронный ресурс] // SAP CIS Пресс-центр / URL: https://news.sap.com/cis/2017/06/01/%d0%bf%d0%bc%d1%8d%d1%84-2017-%d0%b4%d0%b5%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc%d0%b8%d1%80-%d0%b8%d0%bd%d0%b2%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b8%d1%80%d1%83%d0%b5% d1%82-260-%d0%bc%d0%bb%d0%bd/ (Дата обращения: 17.04.2018).
    В KNAUF Прозрачность до «последней мили»: [Электронный ресурс] //
  • Transporeon Group Case Studies / URL: http://success.transporeon-group.com/ru/case-studies/default/detail/story-13.html (Дата обращения: 17.04.2018).

Автор: Гарбут Кирилл Станиславович, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Программа «Логистика», e-mail: kgarbut@mail.ru

Прокомментировать

Рубрика Авто, Интернет

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.