Проблемы и перспективы развития Российско-Китайских туристических отношений в условиях цифровой экономики

История взаимоотношений России и Китая насчитывает не одно столетие. Предположительно, первые взаимодействия русских княжеств с Китаем можно отнести к 13 веку. Во второй половине 17 века впервые подписывается договор, устанавливающий границу между двумя государствами, а также порядок торговли и разрешения споров. С конца 40-х до середины 50-х годов 20 века Советский союз и КНР переживает расцвет отношений. После распада СССР начинается новая эра взаимоотношений России и Китая, подписывается Российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

На сегодняшний день двусторонние отношения между Российской Федерацией и КНР развиваются, основываясь на взаимном уважении. Ключевой составляющей в отношениях двух стран является экономическое сотрудничество. Говоря об этом нельзя не отметить стремительно развивающиеся туристические связи России и КНР, которые способствуют укреплению культурных связей и росту взаимопонимания между странами. Китай тратит огромные средства для развития туристкой инфраструктуры, чтобы сделать пребывание иноземных гостей максимально комфортным. Последнее время туристы стали отказываться от туров на шри ланку и стали переключаться на Китай, например, популярной дестинацией для российских туристов стал остров Хайнань – идеальное место для пляжного отдыха.

Также наши туристы заинтересованы в традиционной китайской медицине, поэтому многие едут в Поднебесную именно для проведения лечения [1, с. 3]. Россия тоже не стоит на месте и ведет активную политику внедрения различных программ, которые облегчат пребывание китайских туристов на нашей территории. Например, в рамках программы «China friendly» гостиницы, принимающие гостей из Поднебесной, обязаны иметь Wi-Fi на всей территории отеля, также, как и кулеры с горячей водой, которая является неотъемлемой частью жизни китайца.

Некоторые музеи уже готовы подстраиваться под китайских туристов и имеется в виду не только внедрение системы указателей на китайском языке, а смена рабочего режима. Например, Владимиро-Суздальский музей-заповедник в летний период открывается на несколько часов раньше положенного времени, а закрывается на несколько часов позже, чтобы дать возможность китайским группам сполна насладиться красотой этого места.

Однако, для достижения максимального результата в данной сфере нам необходимо решить ряд вопросов, которые могут тормозить развитие туристических отношений.

Во-первых, между нашими странами существует проблема стереотипного восприятия. Туризм часто рассматривается как сфера, затрагивающая не только экономику и культуру, но и национальные ценности, особенности мировоззрения других культур. Говоря о последнем, невозможно не упомянуть о стереотипном мышлении – очень часто мы наблюдаем ограниченность в представлении и понимании друг друга. Большинство китайских гостей приезжает в Россию, чтобы взглянуть на Красную площадь и Кремль, а российские туристы едут посмотреть на Великую Китайскую стену и Запретный город. Такая неосведомленность ведет к постепенному спаду интереса, поэтому крайне важно стимулировать взаимные туристические поездки в новые места.

Во-вторых, на данный момент остро стоит проблема теневого рынка на территории Российской Федерации. Зачастую группы китайских гостей обслуживаются не квалифицированным гидом-переводчиком, а китайским студентом, который, не имея ни должного образования, ни разрешения на работу, предлагает свои услуги в качестве экскурсовода. Ещё 7 лет назад это можно было связать с нехваткой кадров, но за последние несколько лет ситуация изменилась, интерес к Китаю и китайскому языку вырос, сейчас нет дефицита гидов-переводчиков с китайским языком, которые готовы обеспечить достойное сопровождение гостей Поднебесной.

В связи с этой проблемой, государству необходимо разработать нормативно-правовую систему, которая бы четко регулировала права и обязанности всех участников процесса.

На данный момент между Россией и КНР существует Соглашение о безвизовых групповых туристских поездках. Это значительно упрощает планирование отдыха, турист экономит время на оформление документов, также путешествие группой гораздо безопаснее и снижает риск возникновения неприятных инцидентов. Согласно Соглашению, группа должна быть от 5 до 50 человек, срок пребывания группы на территории другого государства не должен превышать 15 дней. Сейчас планируется внесение поправок в данное соглашение, минимальное количество человек в группе, возможно, будет снижено до 3-х, а период пребывания на территории другого государства увеличен до 21 дня [3], это связано с повышенным интересом туристов к лечебно-оздоровительному туризму.

В условиях быстрого развития цифровой экономики туристский рынок тоже меняется. Существующие бизнес-модели меняются, значение посредников всех уровней в экономике резко сокращается. Это может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на туристические отношения между Россией и Китаем.

Положительные стороны – это упрощение процесса организации турпоездки, возможность бронирования услуг через сайты и различные приложения. Турист может получить полное представление о том, что именно ему стоит ожидать от тура, насколько приветлив и гостеприимен персонал отеля, достаточно ли информативна экскурсия на определенный исторический объект, сколько времени понадобится для получения общей информации о том или ином городе, сколько дней стоит потратить на посещение страны.

К отрицательным сторонам можно отнести недостаточную подготовленность российской стороны к изменяющимся условиям. Например, в Китае существует своя платежная сиcтемы China Union Pay, с помощью которой производятся все транзакции. В России только недавно  основных туристских дестинациях, таких как Москва и Санкт-Петербург, появилась возможность пользоваться данной системой.

Успешное развитие туристских отношений между Россией и КНР зависит от многих факторов и их формирование должно быть приоритетным направлением туристской деятельности.

Во-первых, необходимо гармонизировать нормативно-правовую базу, регулирующую поток туристов между двумя странами и качество оказываемых услуг.

Во-вторых, нужно создавать положительный образ страны-дестинации, воспитывать в людях готовность к принятию другой культуры и другого уклада жизни.

Отношения между Россией и Китаем бурно развиваются, и в целях поддержания данной динамики следует предпринимать меры как по упрощению передвижения и расширению благожелательного восприятия другой культуры; так и по созданию благоприятного туристского климата.

Список использованных источников:

  • Ильницкая К.А. Перспективы сотрудничества России и Китая в сфере туризма. [Электронный ресурс]. URL: https://pglu.ru/upload/iblock/c3d/uch_2014_v_17.pdf
  • Токманцева А.М. Российско-китайские отношения на современном этапе: состояние и перспективы сотрудничества // Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. - 2010. - № 3 (80). - 3. 101-105.
  • Некоммерческая организация «Мир без границ». [Электронный ресурс]. URL: http://www.visit-russia.ru/

Прокомментировать

Рубрика Путешествия

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.