Конкурентоспособность предприятия

Особое и главное место в достижении конкурентоспособности предприятия отведено конкурентоспособности выпускаемой им продукции, так как именно этот фактор является результирующим в достижении предприятием запланированных результатов своей деятельности, и текущее состояние и развитие всех других факторов зависит от него. О значимости конкурентоспособности продукции в деятельности предприятия в значительной мере можно судить по показателю нормы прибыли или отношению величины прибыли к сумме затрат. В случаях, когда показатель нормы прибыли недостаточно высок для эффективной деятельности предприятия, следует провести факторный анализ с целью выявления количественной оценки влияния различных показателей хозяйственных процессов на финансовый результат. В этих условиях предприятие может пойти двумя путями: либо повысить цену реализации в пределах платежеспособного спроса покупателей, либо переориентировать производство. Оценить многие хозяйственные процессы, а так же финансовую составляющую поможет известный программный комплекс 1С. Например, 1С Розница вполне справится с учетом в небольшом магазине.

В случае, если норма прибыли продукции предприятия превышает средне-отраслевую, можно говорить о высокой эффективности производства или о получении сверхприбыли. Этот результат свидетельствует о наличии резервов конкурентоспособности предприятия, так как позволяет снизить цену на реализуемую продукцию с одновременным увеличением объёма продаж, повышая таким образом, абсолютную прибыль. Этот резерв позволяет повысить уровень качества продукции (что также является одним из главных показателей её конкурентоспособности) за счёт повышения её себестоимости, без повышения цены реализации. Сверхприбыль позволяет направить больше средств на инновационные мероприятия в пределах, сокращающих норму прибыли до среднего уровня среди конку-рентов (или по отрасли), тем самым обойти конкурентов с новым изделием на рынке и повысить абсолютную норму прибыли. Достижение оптимальной нормы прибыли является целью для предприятия как с величиной её ниже среднего уровня, так и превышающей его.

Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от результатов деятельности всех подразделений, входящих в его структуру, влияния факторов внешней и внутренней среды, а также от методов оценки этого показателя. Оценка конкурентоспособности предприятия носит сложный и мало форма-лизованный характер. Это связано с тем, что каждый из факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, имеет свою специфику и методы оценки. Даже, определив уровень конкурентоспособности каждого из этих факторов, не ясно, как связать показатели, полученные разными методами для одного объекта, в один результирующий показатель с объективной его достоверностью. Основными критериями показателей конкурентоспособности предприятий являются фондоотдача, рентабельность, производительность труда, коэффициенты ликвидности, покрытия, оборачиваемости оборотных средств, капитала, платежеспособности, автономии, затоваренности продукции, загрузки производственной мощности, продвижения продукта, а также качество и цена. В условиях переходного периода к развитой рыночной экономике в стране всё большее значение приобретает конкурентоспособность продукции, производимой в машиностроительной отрасли промышленности, являющейся основой формирования внутреннего валового дохода. Преобразование большинства машиностроительньгх предприятий страны в акционерные общества на первоначальном этапе привело к снижению объёмов выпуска продукции, её качественного уровня, несоответствию цены и спроса. Причинами этого послужили устаревшая материальная база (до 70 % износа оборудования) [4], несовершенное законодательство, кризис неплатежей и другие факторы.

Незаполненную рыночную нишу стала заполнять аналогичная по назначению, но более конкурентоспособная продукция зарубежных предприятий. Особенно это сказалось на традиционных рынках сбыта машиностроительной продукции в ближнем и дальнем зарубежье. Поэтому исследуемая проблема конкурентоспособности продукции комплекса является весьма актуальной. Необходим тщательный анализ причин потери рынков сбыта в каждом конкретном случае, возвращение и расширение их. И одним из главных направлений в решении этих задач является комплекс мер по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, её оценка и воплощение в реальные эффективные результаты деятельности предприятий.

Прокомментировать

Рубрика Предприятия, Промышленность

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.