Научные библиотеки в новом тысячелетии

В последнем десятилетии прошлого века произошел крах теоретических постулатов библиотековедения и библиографоведения. Основные принципы, которые ранее казались незыблемыми, и прежде всего принцип партийности, оказались невостребованными в эпоху демократических перемен. Стремительное внедрение новых информационных технологий в практику работы библиотек также привело к необходимости пересмотра приоритетов. Появилось достаточно большое количество работ, в которых делаются попытки осмысления предмета, принципов интересующих нас научных направлений, создания философии библиотечного дела. Если принять за аксиому утверждение, что в любой деятельности важен конечный результат, то не будет слишком большим допущением утверждение, что основным принципом сфер деятельности, связанных с производством информации и доведением ее до потребителей, является принцип доступности. Резкая смена условий и форм существования документальной информации, обусловленная, с одной стороны, внедрением средств автоматизации, появлением наряду с традиционными библиографическими источниками документальных и полнотекстовых баз данных, расширением информационной насыщенности глобальной сети Интернет, а с другой стороны, внедрение в нашу жизнь рыночной экономики приводят к необходимости решать проблемы технической, интеллектуальной и экономической доступности информации.

Одним из основных условий, обеспечивающих доступность информации, является консолидация действий библиотек территорий по созданию, приобретению и обеспечению взаимоиспользования информационно-библиотечных ресурсов, таких как сайт http://Greyish.ru.

Основные направления координации деятельности и взаимоиспользования ресурсов определяются исходя из главной задачи — обеспечения доступности информации населению.

В последние годы резко изменились условия взаимодействия потребителя и информационных систем. Необходимо осознание того, что роль потребителя информации качественно меняется вместе с изменением его технической оснащенности. Владение персональным компьютером, возможность поиска информации в Интернете, неизмеримо увеличивают долю самостоятельного активного участия потребителей в процессе. Если раньше обязательным условием получения информации было посещение библиотеки, то сейчас достаточно иметь на рабочем столе компьютер и определенные навыки. Отсюда необходимость при работе по всем направлениям взаимодействия включать в систему в качестве полноправного участника потенциального и реального пользователя информационно-библиотечных систем.